Продолжаем рассмотрение программы для ведения личной бухгалтерии «Домашние финансы» от компании Lab-1M. В первой части мы рассказали об основных функциональных особенностях программы, ее версиях, лицензиях и способах их приобретения. Переходим к более детальному изучению функционала.

Так как различных функций и возможностей программа предоставляет великое множество, мы не будем останавливаться на самых типовых, которые есть практически в каждом подобном ПО. Попытаемся выделить только самые оригинальные и испробуем их в деле. Но пару основ все-таки упомянем.

Как и все программы для работы с личными средствами, «Домашние финансы» основываются на четком отслеживании всех денежных потоков, которые вы фиксируете ежедневно в базе данных программы. На основе полученной от вас информации, программа может делать прогнозы, рисовать графики и составлять отчеты. Вы, в свою очередь, после анализа этих отчетов можете скорректировать свои траты, попробовать распланировать бюджет на будущие месяцы и с помощью программных средств отслеживать его выполнение.

Первым делом вы создаете сущности системы, как то: счета, статьи доходов и расходов (см. рис.1).

Кое-какие значения программа уже несет в себе и их можно только подправить, удалив лишнее или добавив необходимое. Также стоит настроить валюты, в которых вы будете вести отчетность. Кстати, курсы валют обновляются через Интернет, или ежедневно или по запросу. Изменения курса можно отслеживать по графику.

Далее вы вносите все доходы и расходы, которые возникают у вас каждый день. Первые дни это может занимать ощутимое время, так как привыкнуть к функционалу не совсем легко, ввиду его «навороченности». Вот, например, как выглядит стандартная форма для ввода расхода (см. рис.2).

Кроме даты, суммы, статьи расхода и счета, с которого было произведено списание, можно указать метку сделки, так называемый проект (другими словами «категория»), в рамках которого выполнялась транзакция. Кроме этого, можно указать системе, что транзакция только планируется к выполнению и настроить напоминание.

Программа имеет мощный функционал отслеживания долгов и работы с кредитами. Этому посвящен раздел «Долги — Бизнес». Можно учитывать процентные ставки, процентные выплаты, расписки, разбивку по проектам, даты погашения и просрочки (см. рис.3).

Отчеты и диаграммы можно просматривать встроенным функционалом в разделе «Диаграммы» (см. рис.4).

C первого взгляда может показаться, что возможностей отчетов маловато, но вы, скорее всего, не сразу заметите закладки внизу окна. На некоторых из них появляются еще и подзакладки по левой границе графиков (см. рисс.5-6).

Помимо встроенного функционала программа позволяет выгрузить сводный отчет в Excel. Для полноценного экспорта необходимо включить в настройках Excel доверительный доступ к Visual Basic Project, о чем программа вас предупредит (см. рис.7)

В сводном отчете можно изменять практически любые параметры прямо на лету.

Еще из примечательных возможностей «Домашних финансов» можно выделить планирование и сценарии проводок. Планирование реализовано в виде ежедневника. Полноценный ежедневник по своей идеологии напоминает Outlook. При выделении любого события активируется «панель события», где Вы можете настроить соответствующие свойства платежа и назначить напоминание (см. рис.8).

Чтобы напоминание состоялось, необходимо установить соответствующий флажок на панели события. Напоминание не привязывается ко времени и сработает при первом запуске в день, установленный для напоминания. При этом откроется окно напоминаний, где можно открыть событие.

Несколько слов необходимо сказать и об обмене данными с Outlook. «Домашние финансы» при экспорте данных не контролируют, есть ли уже такое событие в Outlook или нет: чтобы не было дублирований, предусмотрено использование меток «Экспорт разрешен» и «Экспорт запрещен». После экспорта запись соответственно помечается, как запрещенная к экспорту. При импорте событие помечается как «Событие Outlook» и запрещенное к экспорту. При следующем импорте удаляются все события, помеченные как «События Outlook», опять же для устранения дублирования. Для управления метками событий служит соответствующий журнал (поддерживаются групповые обработки).

И, наконец, проводки, которые заявляются самым сильным преимуществом программы перед конкурентами. Что такое проводка? Лучше попробовать разобраться на примере. Допустим, вы купили телефон Nokia , заплатили деньги, отразили это в «Домашних финансах». Красота — остаток средств совпадает, деньги уплачены, но ведь теперь у нас появился телефон! Он стоит денег и как-то надо это оформить. В счетах, в корне создаем папку «Денежные средства» и «Имущество», для удобства их можно поместить в папку «Капитал». Все счета, с которых мы платим и на которые начисляем деньги (Основной счет, заначка, сберкнижка…) помещаем в папку «Денежные средства». В папке «Имущество» заводим счет Nokia. Теперь оформляем покупку, т.е. оплата за телефон — это списание средств с основного счета и начисление на имущественный счет Nokia. Но телефон-то стал теперь б/у, т.е. дешевле, и надо его «удешевить», списав со счета Nokia немного денег. Допустим телефон в качестве б/у дешевеет на 10%, тогда вырисовывается проводка приобретения:
 
• Списать «Цена телефона» со счета «Основной счет»;
• Начислить «Цена телефона» на счет «Имущество: Nokia»;
• Списать со счета «Имущество: Nokia» 10% от «Цена телефона», т.е. = «Цена телефона» * 10 / 100.

Эта проводка не удовлетворяет принципу двойной записи, зато понятна и проста, именно поэтому Домашние финансы позволяют несбалансированные проводки. Чтобы сделать то же самое по бухгалтерским правилам, необходим еще один счет «Износ основных средств» и тогда проводка примет вид:

• Списать (кредит) «Цена телефона» со счета «Основной счет»;
• Начислить (дебет) «Цена телефона» на счет «Имущество: Nokia»;
• Списать (кредит) 10% со счета «Имущество: Nokia» износ = «Цена телефона» * (10 / 100);
• Начислить (дебет) «Износ основных средств» 10% от «Цена телефона» на счет «Основные средства»: = «Цена телефона» * 10 / 100.

Попробуем теперь реализовать этот пример в программе. Сначала создадим статьи «Покупка телефона» и «Износ основных средств». Далее открываем редактор сценариев проводок («Проводки» [F8]) и создаем папку «Покупки имущества» и в ней сценарий «Покупка телефона Nokia», инструменты создания на верхней панели окна (см. рис.9).

Нижняя панель с голубым фоном – панель редактирования сценария. На ней можно назначить значение по умолчанию, валюту. В сценарии можно использовать формулы и для этого имеются специальные переменные. Главная переменная, обозначающая входное значение проводки – Value. В сценарии можно создать три переменные, которые могут быть формулой или константой. Константы с плавающей точкой записываются с разделителем «.» (точка).

Создадим переменную PercentBU = 10, обозначающую количество процентов, но которое уменьшится первоначальная цена. Рядом с полем ввода формулы, справа результат. Результат вычисляется после сохранения – кнопка «Сохранить изменения». Теперь создадим первую строку сценария (Ins) — это оплата телефона (см. рис.10).

Указываем счет, статью и тип. «Тип» означает, начисляем ли мы или списываем средства. Галочка «Валюта проводки» указывает на то, что в данной строке сценария будет назначена валюта входного значения. В поле ввода формулы у нас только имя переменной обозначающей входное значение. Также в формулах нам доступны служебные переменные:

• RATE – курс валюты строки.
• RATE _ VALUE – курс валюты входного значения проводки.

Для удобства ввода сделан ряд кнопочек быстрого ввода переменных.

Создаем еще строки начисления на счет имущества и списание процентов износа. В строке удешевления – «Износ основных средств» вводим формулу вычисления процентов от входного значения, причем проценты у нас обозначает переменная PercentBU. Все, сценарий создан (см. рис.11).

Надпись внизу «Проводка не сбалансирована» означает, что не соблюден принцип двойной записи – «Сколько ушло, столько и должно прийти». Чтобы все было по правилам нужен еще счет «Износ основных средств», на который начисляются наши проценты. Но это не обязательно.

Подводя итог, можно отметить два основных ощущения от работы с программой. Первое – это, конечно, мощный функционал. Можно сказать, что вы вольны писать некие скрипты на внутреннем языке программы. Но с другой стороны, мало кому из обычных домашних пользователей могут пригодиться такие возможности, в то время как интерфейс по интуитивности проигрывает опробованным ранее программам.

Возможно, нам стоило попробовать бесплатную free версию, которая облегчена и может быть более привлекательна для частного использования.

(Всего прочитано 79 раз, из них 1 посещений сегодня)
1