У нас часто проскакивают новости про Муниципальную Транспортную Карту, которая является электронным проездным, и была впервые внедрена в Новосибирске более года назад. Наконец мы решили и сами проверить ее в работе.

Напомню, что подготовительные работы в связи с внедрением этого проекта были завершены 1 августа 2006 года. Собственно тогда проект и стартовал. Инициатором появления Муниципальой Транспортной Карты выступили городские власти, которые задумывались об организации безналичной оплаты в общественном транспорте и учете льготников.

Итак, Муниципальная Транспортная Карта (МТК) — это пластиковая микропроцессорная бесконтактная карточка, которой можно оплатить проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, включая метро.

Разработчик проекта — новосибирская система платежных сервисов «Золотая корона» (принадлежит «Центру финансовых технологий», ЦФТ), оператор, занимающийся распространением и пополнением карт, — МУП «Пассажиртрансснаб». Стоимость активации карты — 70 руб. Более 300 тысяч новосибирцев на сегодняшний день пользуются соответствующими транспортными картами. Льготники получают МТК бесплатно. Рассчитывается за их проезд мэрия непосредственно с перевозчиком.

Карты работают по бесконтактной технологии и содержат единый «электронный кошелек» для всех видов транспорта. К обслуживанию транспортных карт подключены все муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Из общего числа коммерческих перевозчиков количество тех, кто принимает оплату по картам, составляет сегодня около 20%.

Карты бывают нескольких видов: студенческие, школьные, социальные и единые (общие). Студенческие дают право студентам получения неограниченного числа поездок на транспорте за фиксированную цену в 450 руб. в месяц. Это стало возможным с 1 апреля 2007 года, когда начал действовать безлимитный проезд по «Студенческой карте». Теперь студенты могут выбирать удобный для себя тариф: «Безлимитный», позволяющий совершать любое число поездок по фиксированной сумме пополнения, или «Экономный», дающий право ездить в общественном транспорте с 50%-ной скидкой. Одновременно на карту может быть записан только один тариф. Есть некоторые трудности в получении такой карты.

Процедура оформления студенческой карты:

1. Получаем в деканате анкету для заполнения персональной информации, необходимой для оформления карты.

2. В кассах приема платежей системы Город вномим единовременную плату в размере 70 рублей за обслуживание карты. При этом нужно сообщить кассиру семизначный номер анкеты и сохранить квитанцию, подтверждающую оплату, до получения карты.

3. Отдаем заполненную анкету в деканат, предъявив квитанцию об оплате через систему Город.

4. В течение месяца в деканате получаем готовую студенческую карту.

Для обеспечения льготного проезда по студенческой карте, владелец карты 2 раза в год, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 октября, должен подтверждать свой статус студента и продлевать действие карты на следующие полгода.

При оплате проезда по Карте школьника предоставляется 50%-ная скидка. Это значит, что каждая поездка, оплаченная по карте, становится для школьника в 2 раза дешевле. Приобрести и пополнить Карту школьника, можно также в киосках по продаже Единых транспортных карт и в кассах метрополитена. При себе нужно иметь справку установленного образца с места учебы, на которой обязательно должна быть фотография школьника, номер школы и печать.

Социальная карта заменяет льготные бумажные проездные билеты. Но, в отличие от них, карта оформляется один раз и имеет неограниченный срок действия. Владельцы карт получают право на безлимитный проезд в метро, муниципальных автобусах, троллейбусах, трамваях, а также в автобусах индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры с мэрией на выполнение социального заказа. Льготникам выдают социальную карту бесплатно в районных отделах соцзащиты. Карта именная, с фотографией. На считывающую полоску заносится информация о владельце и источнике финансирования. Самим новосибирцам необходимо будет предоставить лишь паспорт и удостоверение, подтверждающее право на льготу. При пополнении карты на 1 месяц оплата составляет 115 руб. При пополнении карты на квартал оплата утраивается – 345 руб.

Итак, для начала необходимо транспортную карту приобрести. По ходу дела я нашел список всех точек продаж данных карт, а сам отправился к ближайшей. Так как никаких льгот я не имею и студентом уже не являюсь, то приобрел я самую обычную Единую транспортную карту за 70 руб.

Но сейчас моя карта пуста. Необходимо ее пополнить. Положить на карту можно любую сумму, и срок ее  использования не органичен. Пополнение карт происходит в тех же пунктах, где и покупка. Новая система позволила внедрить гибкую систему скидок: при пополнении карты с 200 до 400 рублей скидка составит 5 %, с 400 рублей до 600 рублей – 10 %, начиная с 600 рублей и более – 15 %. Для теста я пополнил карту на небольшую сумму – 200 руб.

После этого я сел на первый попавшийся муниципальный автобус с наклейкой на боку «Единая транспортная карта» и отправился в путь до следующей остановки. Перед тем как подошел этот автобус, я успел постоять на остановки минуты 3 и оценить, что ни одна проходящая мимо маршрутка не принимала к оплате данные карты. А я вот обычно езжу на маршрутках…

Как обычно в автобусах, ко мне подошел кондуктор с намерением взять плату за проезд. На его вопросительный взгляд я протянул карту, и он привычным жестом достал небольшой ридер из сумки и считал с обратной стороны карту, там, где расположена магнитная полоска. После этого я получил чек. Все. Я свободен.

Если появился красный мигающий сигнал при попытке пройти по такой карте в метро или кондуктор говорит об отказе оплаты, то необходимо проверить количество оставшихся денежных средств. Эту информацию можно получить в кассах метрополитена, в пунктах продаж транспортных карт, у кондуктора или в автоматических терминалах, на которых имеются обозначения в виде специальных красных наклеек с надписью «Единая транспортная карта». В случае недостаточности денежных средств на Транспортной карте полная стоимость проезда оплачивается наличными.

Есть интересный момент. В наземном транспорте оплата поездки по одному электронному проездному сразу несколькими пассажирами друг за другом невозможна. Причина в технологических особенностях транспортного терминала. Чтобы при работе с ним кондуктор не смог списать с ЕТК двойную оплату, между расчетами по одной карте на одном рейсе должно пройти 7 минут. А по закону о пассажирских перевозках проезд должен быть оплачен в течение одной остановки. Но пользователь вправе передавать без ограничения свою Единую Транспортную карту (не студенческую, не школьную и не социальную) другому лицу во временное пользование, так как Транспортная карта является предъявительской.

Даже и не знаю, что сказать в итоге. Вроде бы да, удобно. Не надо возиться с мелочью, получать сдачу, оплата проходит мгновенно, опять же скидки до 15%. Но есть несколько нюансов. Не везде можно проверить баланс карты. Далеко не на всех остановках есть пункты продаж, проверки и, соответственно, пополнения Транспортных карт. То есть, не мал шанс, что именно кондуктор вам скажет, что денег на вашей карте не достаточно и вам нужно будет оплатить проезд наличными и, теоретически, можно попасть в неприятную ситуацию, если вы не были к этому готовы.

Кроме того, внедрение карточного метода оплаты далеко от завершения на маршрутных такси, которые используются очень активно в Новосибирске. Хотя сейчас всюду и говорится, что подключение частников идет полным ходом, убедиться в этом вживую у меня пока не получается.

(Всего прочитано 245 раз, из них 1 посещений сегодня)
0