Ну вот и дожили! ГИБДД создает сеть «электронных киосков» для приема штрафов. Правда, пока подобные киоски есть только в нескольких городах… Даже в Москве всего двенадцать терминалов… И в неудобных местах… И если не платить, может и «прокатить»…

А кто я есть? А есть я Кеша, простой российский человек…

Моего знакомого одолела тяга к легализации доходов. Мне это кажется не то, чтобы не совсем нормальным, но немного странным. А у него — принципы. Он не имеет  счетов за рубежом, не проводит незаконных операций, не сдает квартиры внаем, не работает в десяти местах и всегда платит налоги. Спрашивается, что ему легализовывать? Но пытливый ум всегда найдет проблемы. И он таки нашел! Оказывается, в прошлом году ему на электронный кошелек перевели несколько платежей. Всего-то тысяч десять, но он все равно решил заплатить с той прибыли «налог всепрощения».

Мне пришлось помогать ему в поисках места, куда следует отнести выведенные из онлайна деньги. Вы будете смеяться, но в налоговой только один специалист смог подсказать, в каком банке искать номера счетов и реквизиты платежа. Хотя об этом легко догадаться (что мы и сделали). Не буду повторять те слова, которые он говорил о системах сбора государственных платежей, очередях и бесконечных «девочках на телефонах». Если опустить все ругательства, междометия и наборы звуков типа «ЕПРСТ», получается примерно такое резюме: «Никогда у этого бюджета не будет взаимной любви с налогоплательщиками, а значит – и денег».

Ну, насчет денег не знаю, но про любовь – согласна. Рассуждая обывательски, какой прок им от моего НДФЛ, когда цена барреля нефти растет и растет? Однако, когда государству кажется, что я ему чего-то недоплатила, оно не жалеет сил, чтобы выжать из меня эти деньги. Помню, после продажи комнаты в коммуналке моя приятельница несколько месяцев вела переписку с налоговым инспектором, который забросал ее саму и ее несовершеннолетних детей заказными письмами с уведомлениями. Между тем, все операции, в том числе общение с налоговой, уже выполнило агентство, а налог с той сделки по закону составлял 00 рублей 00 копеек. От нее отстали только после обстоятельного письма на двух листах с приведением всех статей закона — и с угрозой пожаловаться начальству. Что оказалось действеннее – до сих пор не знаю.

Сама я законы чту, регулярно заполняю налоговую декларацию и отсылаю ее по электронной почте. И мне приходится после отправки декларации вести долгие беседы по телефону с инспекторами, которые не согласны с моими расчетами, и переписываться с ними бумажными письмами. Пока — успешно (тьфу, тьфу, тьфу). Но вот как быть с налогообложением виртуальных денег, я для себя еще не решила. Да и решения государства на этот счет не нашла. Может, «налоговая амнистия» — действительно, выход для законопослушных пользователей интернет-кошельков? Тогда им придется отрываться от монитора и от кресла, одеваться и шагать в Сбербанк, чтобы наличными заплатить налог и «отмыть» свои виртуальные доходы.

А где тружусь? Тружусь в Газпроме, качаю газ во все концы

А еще я недавно меняла паспорт. Двумя месяцами раньше моему коллеге пришлось проходить эту процедуру, причем, его оштрафовали за то, что поздно сдал документов – из-за очередей никак не мог оплатить пошлину. Я сумела уложиться в отведенный для этого срок, но только с помощью безотказной свекрови, которая сходила в Сбербанк, пока я была на работе. Скоро еще одному члену семьи предстоит обращение в паспортную службу. И снова вся надежда на свекровь.

Думаю, немало людей и семей регулярно отдают деньги государству и госструктурам. Способен ли интернет помочь им в этой миссии? Теоретически, деньги переводятся на банковский счет, а уж в какой форме и откуда, не должно иметь значения – наличными из почти государственного банка, с банковского счета или из интернет-кошелька.

Все, наверное, хоть раз сталкивались с оплатой госпошлины. Не обязательно для этого быть предпринимателем – квитанция об ее оплате нужна для оформления паспорта (общегражданского и заграничного), в суде, в ГИБДД. Казалось бы, чего проще: перечисли деньги на счет ГРКЦ ГУ Банка России, принеси документ о проведенном платеже – и государство окажет тебе требуемую услугу. Тем более, что каждый банк готов выдать заверенную копию платежного поручения, то же можно сделать и через банковский интернет-сервис.

Но, как пишет «Невское время», при оплате госпошлины гражданин России не может выбрать банк: «Госпошлину на получение паспорта и другие оказанные государством услуги можно оплатить во всех филиалах Сбербанка. Если говорить о тарифах, то госпошлины и гостарифы оплачиваются путем перечисления средств по реквизитам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по безналичному расчету, наличными через любое отделение Сбербанка России, а также наличными одновременно с подачей заявки в отделении банка в офисе ФИПС.

Такой маленький выбор приводит к тому, что, например, квитанции за нарушение правил дорожного движения никто не оплачивает. По словам представителей ГИБДД, за границей, например, штраф за неположенную парковку или другое нарушение снимается с личного счета в банке. Так что хочешь не хочешь, с тебя взыщут положенную сумму. У нас же все сложнее. Нет счетов в банке, неоткуда и взыскивать деньги. А выписанные сотрудниками ГИБДД квитанции оплачивают единицы, приходится обращаться в суд, а это долговременный процесс».

Я не юрист, но мне кажется сомнительным с правовой точки зрения такое принуждение граждан к пользованию услугами одного банка и поражение в правах прочих банков. С другой стороны, легко можно представить реакцию девушки из паспортного стола, которой вы вместо привычной квитанции Сбербанка вручаете распечатку интернет-банкинга коммерческого банка с незнакомым названием.

А с кем дружу? Дружу с девчонкой, простой девчонкой из ЦБ

Решила проверить, какие госучреждения принимают платежные документы интернет-банкинга. И вот что нашла: «С 1 марта, когда начнет действовать новая система электронного контроля, не надо будет предъявлять подтверждающий уплату госпошлины документ, т.к. у госучреждений появляется возможность следить за поступлениями денег при помощи Интернета. Предъявлять квитанцию об оплате не обязательно, и если плательщик подает ходатайство о возврате госпошлины. Если ранее налоговый департамент возвращал сумму в течение 30 календарных дней с момента получения необходимых документов, то теперь госпошлину должны будут вернуть в течение 20 дней. «Интернет-контроль позволяет экономить время клиентам Интернет-банка и исключает возможность подделок», — говорит ***, глава службы налогообложения минфина».

Не бойтесь, все в порядке. Вы не пропустили новое постановление российского Минфина. Это цитата из эстонской деловой газеты за 2001 год. Это они, наши европейские соседи, раскрепощают плательщиков и расширяют возможности интернет-банкинга. Россияне же никак не могут одолеть монополизм банковско-государственной системы. Получение другим банком права принимать госпошлину воспринимается у нас как большой прорыв.

Вот российская новость за 20 марта 2007 года: «»Уральский банк реконструкции и развития» начал принимать платежи за госпошлины ГИБДД. Внести платежи по оплате госпошлин ГИБДД уральские автовладельцы теперь могут в «Уральском банке реконструкции и развития»,- сообщили АПИ в пресс-службе финансово-кредитного учреждения. Помимо платы штрафов за нарушение Правил дорожного движения в банке теперь можно оплатить следующие виды регистрации и перерегистрации транспортных средств: снятие автомобиля с учета, выдача дубликатов ПТС, утрата номерных знаков, постановка транспортного средства на временный учет, выдача транзитных номеров и проведение государственного техосмотра».

Да что говорить о других банках – попробуйте заплатить пошлину в отделении того же банка, но в другом районе города – а не по месту прописки, нахождения суда, ГИБДД, таможни и т.п. Жительница Екатеринбурга, которой надоело искать «правильную» сберкассу, только через суд смогла добиться права оплатить пошлину в любом отделении Сбербанка, а не только «приписанного» к районному суду (который, к тому же, находится по месту жительства ответчика).

Ну и зачем Сбербанку система онлайн-банкинга, если он и так контролирует прохождение огромной массы платежей граждан — без технических ухищрений типа систем удаленного доступа и интернет-придумок? Я, конечно, как и многие другие слышала, что глава этого банка пообещал ввести услуги интернет-банкинг уже к концу 2007 года. Но для плательщиков госпошлины, прикованных к банку, эта техническая революция будет чем-то вроде замены живого барабанщика, отбивающего ритм галерникам, на стереосистему.

А где живу? Живу в Москве я, за третьим транспортным кольцом

Теперь систему оплаты штрафов ГИБДД, вроде бы, отвязывают от банка-монополиста: в Москве и нескольких городах планируется установить терминалы для приема штрафов. Ставить их намереваются в магазинах, отделениях ГИБДД и на постах ДПС.

«Новая система обещает быть гораздо удобнее нынешней схемы оплаты штрафов и прочих платежей в ГИБДД через Сбербанк. Остановив нарушителя, сотрудник ГИБДД выпишет ему предписание и предложит оплатить штраф на месте – по терминалу. Если человек согласен с фактом нарушения, он наберет в окне терминала номер постановления о наложении штрафа (под диктовку сотрудника ГИБДД), дату, ИНН получателя, номер водительского удостоверения и сумму штрафа. Опустив деньги в приемник, получит чек, который уже не нужно будет везти в отделение ГИБДД».

Гладко было на бумаге… В апреле сообщалось, что в ближайшие две недели в столице появятся первые из 200-500 терминалов. Вот и лето к концу подходит, а в Москве, как я слышала, «уже двенадцать терминалов» — на три миллиона штрафников в год, или — на девять тысяч в день. Даже если терминал работает без пауз, через него за сутки могут пройти от силы 250 человек. Если же учесть, что навыка пользования девайсом практически ни у кого нет, то и двухсот может не набраться. Сейчас, по данным ГИБДД, собираемость штрафов составляет 8-12%, а с помощью новой системы ее рассчитывают довести до 80-90%. Считаю, пересчитываю, а больше 40% никак не получается: к нынешним примерно 10% прибавьте «терминальные» 30% (при круглосуточном приеме денег без простоя) – что получится у вас?

Думается мне, проблема не только в том, что водителю некуда отдать свои деньги. Ему ведь еще и некогда. Предложенный выбор (стоять в банковской очереди или ездить по городу в поисках терминала) выбором не является, поскольку в обоих случаях водитель теряет время. Выбор для него – это возможность заплатить наличными (через любой банк, кассу на автозаправке, на почте, через терминал) или безналичными (с сотового, отправив СМС, через интернет-банк любого банка, из веб-кошелька). Но это пока мечты.

Впрочем, специалисты говорят, что корень проблемы вообще в другом месте: в ГИБДД отсутствует система контроля за сбором штрафов и нет ответственности за их неуплату. Мои знакомые автовладельцы вообще считают, что «система» не заинтересована, чтобы штрафы шли в казну. А как же тогда паспортный стол? Там-то никаких инспекторов — все через банк. Неужели этот банк не хочет, чтобы нам жилось легко и интернетно? Но законы принимает не банк…

В общем, как говорит один мой знакомый, приходим к трем вечным вопросам интеллигенции: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Где мои очки?» Когда-нибудь, надеюсь, они все же разрешатся.

(Всего прочитано 38 раз, из них 1 посещений сегодня)
0