Не прошло и года с момента запуска системы Handy Bank, а идея «коробочного банкинга» прочно овладевает массами. Отчеты о новых банках, внедряющих идею «решения в коробке», поступают едва ли не ежедневно. С чего бы это? Может, ее создатели «просто» предложили нужный товар в нужное время? В таком случае, каковы ее шансы стать «банковским стандартом»?

Знал бы прикуп – жил бы в Сочи

Кстати, о стандартах. По распределению после вуза я попала в конструкторское бюро. Почти одновременно со мной в соседний отдел (отделенный от нашего рядом кульманов) пришла выпускница другого технического вуза, скажем, Марина. Она была категорически против советской традиции посылать начинающих инженеров в колхоз, потому запаслась справкой о том, что ей это противопоказано. Я была не столь предусмотрительна, поэтому получила на складе телогрейку с сапогами и отправилась спасать урожай. Вернувшись в город и приступив к работе, мы с коллегами-колхозниками с удивлением обнаружили, что за эти два с небольшим месяца Марине удалось невозможное – еще не войдя в суть дела, она стала незаменимым сотрудником. То и дело из их отдела слышалось: «Где Марина? Я не могу найти папку по изделию!», «Марина, где документация по последним испытаниям?», «Кто послал Марину в цех? Она нужна здесь» и т.п.

Для меня долгое время оставалось загадкой, как новичку, да еще девушке, да еще после непрофильного вуза удалось за очень короткое время занять столь почетное место в отделе. Секретом она поделилась года через три. Оказывается, первое данное ей поручение было… «подписать папки». Она вспомнила советский фильм про бесценную сотрудницу заводской инструментальной кладовой – и пошла по этому пути. Марина не просто сделала наклейки на все папки и полки в шкафах, но и расставила их по-новому, то есть фактически создала другую систему каталогизации документов. Только представьте себе плоды труда конструкторского отдела за 25 лет – от стены до стены и от пола до потолка. И вдруг все чертежи, протоколы испытаний и служебные записки поменяли адреса. Единственным держателем этого знания оказалась скромная девушка, инженер-конструктор без категории. А многоопытные ведущие конструкторы и даже начальник оказались в полной зависимости от нее – никто не знал внутреннего устройства и принципа действия этого стандарта размещения информации.

К чему это я? Стандарты диктуют правила жизни. Значит, тот, кто предложит рынку востребованный «стандартный» продукт, будет диктовать правила на этом рынке. Не за это ли все так не любят г-на Гейтса?

Карта не прет – сиди на горе. Оттуда видней, как других раздевают

Еще несколько лет назад говорить о стандартах в системах интернет-банкинга было несвоевременно. Вообще, стандартизация почему-то считается чуть ли не антиподом безопасности. Из тринадцати банков, фигурирующих в рейтинге систем ИБ для физических лиц (по версии CNews Analytics), две трети работали на программном обеспечении собственной разработки, среди систем для юридических лиц около четверти ПО было «самолепным». Эти банки и сейчас продолжают совершенствовать и развивать свои системы, внедряя собственные идеи и творчески перерабатывая чужие. Другая крупная категория систем ИБ – «тиражируемые» программные комплексы, предлагаемые банкам для использования (Ibank, ДБО БСС, e-plat, ИБ Faktura.ru, Диасофт, Бифит…). Не скажешь, что много, но и немало – если учитывать все еще небольшое распространение услуг удаленного банкинга.

В США 2007 год назвали годом начала эры мобильного банкинга. Российские банкиры тоже признали его перспективность для розничных клиентов. Как заявил президент АКБ «Связьбанк» Георгий Мещеряков на 5-й международной конференции «Связь и инвестиции в России», это обусловлено бурным ростом сектора мобильной связи в стране, совершенствованием технологий мобильного банкинга. Перспективы новых технологий связывают с введением в оборот ЭЦП (электронной цифровой подписи).

Банковские программисты говорят, что сейчас в Россию с запада продвигаются системы мобильного банкинга «под карты». Для широко распространенных там карт Visa и MasterCard разработаны соответствующие системы мобильного банкинга. И вот они идут к нам — с Handy Bank наперевес. Между тем, для России карты Visa и MasterCard не стали стандартами и не получили такого распространения, как на родине.

Клиент любит, чтобы его обслуживали быстро: пришел, заплатил, получил. С банковской картой так не получится: ты пришел, заполнил бланки, заплатил и даже внес на счет денежки, а пользоваться ими не можешь – пластиковую карту тебе выдадут недели через две. Почему бы не выдавать карту сразу, персонифицируя ее, как… SIM-карту мобильника, например.

Недалеко от моего дома есть магазин, в стену которого встроены банкоматы – штук пять, и все под разные карты. И ни один не принимает MasterCard, впрочем, как и карту «моего» банка. Зато на кассе в том же магазине только два терминала – «моего» банка и под MasterCard. В общем, воплощенный карточный плюрализм. Мужики с карточками очень сердятся, когда впервые приходят снимать зарплату: на кой ляд столько банкоматов, если деньги снять невозможно, даже с комиссионными.

Это в обувной магазин можно прийти с дисконтной картой другой сети, и тебе ее обменяют на собственную, да еще и дополнительную скидку дадут. В банках это не проходит. Ну, не пустят тебя в систему интернет-банкинга банка «А», если у тебя карточка банка «Б», пусть и с крупной суммой на ней. Это ж надо информацией обмениваться, технологиями и т.п., а любое раскрытие перед «посторонними» — брешь в системе безопасности. Никогда не задумывалась о стоимости картсистем для банков, но, возможно, для небольших банков и выпуск собственных карт — дорогое удовольствие.

Естественным выходом кажется создание некой универсальной системы, работающей с картами, которые могут эмитировать любые банки. Система должна быть простой, не требующей дорогостоящего и сложного серверного оборудования. В идеале ее стоит привязать к доступному и распространенному устройству связи, способному быть носителем информации. Как говорят банковские специалисты, именно эти плюсы и отличают систему Handy Bank.

А нужное устройство связи и хранения информации есть даже у бабушек, продающих редиску, и называется оно сотовый телефон.

Хода нет – ходи с бубей

Слухи о том, что «Handy Bank лоббируют на самом высоком уровне» мне кажутся чрезмерно преувеличенными. Если бы ее двигали как «чуть ли не новый нацпроект», банковские айтишники не жаловались бы на отсутствие информации.

Я предположила, что в банках, только готовящихся к переходу на удаленный банкинг или внедряющих его, точно знают, в чем сила Handy Bank. Оказалось, что многие про такое словосочетание просто не слышали. Самое удивительное, что эту систему не рассматривают, как вариант, даже в филиалах банков, которые (судя по прессе) стали пионерами в ее внедрении.

По словам начальника отдела интернет-банкинга одного регионального банка, выбирающего ПО, под которым и будет осуществляться этот банкинг, они уже отказались от пары тиражируемых систем. Причина отказа – несоответствие запросов и предложений. Банк выбирает, исходя из стоимости приобретения, установки и сопровождения, а также предлагаемых возможностей для банковского учреждения и сервисов для клиентов. Про Handy Bank там тоже не слышали.

И все же время универсальных систем онлайн-банкинга пришло, считает заместитель генерального директора компании ФИНАМ Игорь Степанян. С ним мы обсуждали тему стандартизации в банковских технологиях, в частности, в интернет-банкинге и в мобильном банкинге. По его мнению, несколько лет развития банкинга в сети приучили людей к современным сервисам, экономящим время. Но когда люди долго пользуются удобным им продуктом, приходит время коробочных продуктов.

Люди готовы, рынок есть, первые продукты появились. Если рынок дозрел до коробочных систем, значит, они появятся, и Handy Bank – первая ласточка. Не факт, что он сумеет монополизировать рынок и станет всеобщим банковским стандартом. По мнению Игоря Степаняна, скоро начнется гонка систем онлайн-банкинга за свою долю рынка, как это происходит с сотовыми телефонами.

(Всего прочитано 5 раз, из них 1 посещений сегодня)
0