Данной статьей мы открываем серию тестирования систем мобильных платежей основных операторов сотовой связи. Под “системой мобильных платежей” мы подразумеваем сервис, позволяющий оплачивать различные услуги при помощи своего мобильного телефона.

Каждый серьезный сотовый оператор предлагает свое решение в данном секторе. Мы начнем тестирование с решения SimMP (www.simmp.ru), с которым работает один из крупнейших операторов мобильной связи в России – МТС (www.mts.ru).

SimMP – это сторонняя разработка компании “ЦФТ – Центра Финансовых Технологий” (www.cft.ru), известной своими программными решениями в области IT-технологий для финансового сектора. SimMP — единая система мобильных сервисов, позволяющая клиенту банка управлять своими средствами на счете при помощи мобильного телефона. SimMP предоставляет возможность совершать платежи и получать необходимую финансовую информацию круглосуточно, независимо от режима работы банка и пункта приема платежей. Все операции в системе SimMP происходят в режиме online авторизации и доступны везде, где работает сеть GSM. Технологическую основу SimMP составляет унифицированная платформа мобильных платежей, позволяющая подключиться к системе любому банку и сотовому оператору.

Таким образом, SimMP объединяет под своим крылом банки, операторов мобильной связи, поставщиков услуг и нас, простых пользователей. Нам, конечно, выгоднее, чтобы к системе было подключено как можно больше банков и поставщиков услуг. Мы тестировали систему в Новосибирске, где она наиболее сильно развита. Это означает, что в других регионах количество услуг, которые вы можете оплатить, и банков-партнеров может быть другим. Подробный список вы можете посмотреть на этой страничке, выбрав ваш город из выпадающего списка слева.

Для того чтобы начать вкушать все прелести мобильных платежей, требуется совершить несколько шагов, а именно:

1) Нужно стать абонентом МТС, если вы им не являетесь в данный момент.
2) Подключиться к тарифному плану, который поддерживает услугу SimMP, и подключить ее.
3) Открыть счет в банке-партнере, если такового у вас нет.
4) Привязать банковский счет к вашей сим-карте МТС.
5) Зарегистрировать сим-карту в системе.

Мы попробовали последовательно пройти все эти шаги и вот что у нас вышло.

Во-первых, если вы не абонент МТС, то бегом в ближайший офис – подключаться. Но и абонентам МТС расслабляться пока что рано, скорее всего у вас сим-карта без прошитого приложения SimMP, поэтому похода в офис вы тоже не избежите. На данном этапе я уже столкнулся с некоторыми проблемами. Сим-карты с приложением SimMP гораздо реже встречаются в обращении и в ближайшем ко мне офисе их не оказалось. Тогда я обратился в другой офис, где такие сим-карты были в наличии.

Так выглядит специальная sim-картаСледующий момент заключается в том, что услуга SimMP доступна не на всех тарифах МТС. Например, она не доступна на тарифах без абонентской платы, то есть, если вы поклонник Джинс, то вас ждет разочарование. Итак, я выбрал подключение к тарифу Оптима-11. После чего заполнил заявление на подключение услуги SimMP. Надо отметить, что сим-карта с прошитым приложением SimMP стоит на $4 дороже. Вся эта часть процесса заняла у меня около 50 минут, не считая пути до офиса и обратно. Правда тут стоить сделать поправку на то, что мне договор делали 3 раза, программа не правильно рассчитывала итоговую сумму платежа.

Идем дальше. А именно — в банк-партнер. Список банков-партнеров вы можете посмотреть все на той же страничке, выбрав ваш город. Я обратился в Новосибирсквнешторгбанк. Там мне без проблем открыли карт-счет и привязали этот счет к моей сим-карте. От меня потребовались паспорт и сама сим-карта. Здесь же меня попросили придумать 4х-значный PIN код, которым я в дальнейшим буду подтверждать платежи. Пара подписей и все. На этот процесс мне потребовалось тоже около 50 минут. И здесь меня продолжили преследовать ошибки сотрудников. Принтер никак не хотел нормально печатать документы, поэтому этот процесс и отнял столько времени.

Меню на экране мобильногоТеперь переходим к последнему шагу, регистрации сим-карты и привязанного к ней счета в системе. Оказалось, что этот процесс очень легок и быстр, в отличие от предыдущих. Выбираем в меню сотового телефона пункт MTS-Info и попадаем в главное меню приложения SimMP. Здесь мы видим 3 пункта:

1) Bank Service
2) MTS-Info
3) Rus/Lat – это просто переключение языка меню, больше никакой смысловой нагрузки этот пункт в себе не несет.

Проследовав в “Bank Service”, выбираем “Registratsija”, где нас просят ввести придуманный в банке PIN код. И это все. Через несколько секунд приходит SMS сообщение “Услуга зарегистрирована”, можно начинать работать. Единственное ограничение, деньги положенные на счет в банке, появляются у вас на SimMP счете в течении 1-2 часов. В любой момент мы можем просмотреть наш баланс на банковском счете, выбрав в разделе Bank Service пункт “Vash Balans”.

Теперь можно опробовать что-нибудь оплатить посредством SimMP. В Новосибирске, посредством SimMP, можно оплатить все коммунальные платежи (через систему “Город”: www.kvartplata.ru), услуги сотовых операторов, Интернет провайдеров, билеты в кино, счета в ресторанах и покупки в магазинах. Сам процесс оплаты может осуществляться 2мя способами:

1) через меню MTS-Info на вашем мобильном телефоне
2) посредством выставления вам счета от предприятия через SMS.

В первом случае вы заходите в меню MTS-Info на своем телефоне и следуете в раздел MTS-Info, где выбираете пункт “Платежи”. Телефон начинает обмениваться информацией с сервером и высвечивает вам список доступных услуг. Вы выбираете нужную услугу, и, следую инструкции, выставляете сами себе счет, который тут же оплачиваете. Сам процесс может немного различаться, в зависимости от выбранной услуги. Например, попробуем оплатить электроэнергию. Выбираем из списка доступных услуг пункт “Energosbyt” и вводим номер лицевого счета и сумму платежа. Жмем “Отправить” (отправляем данные о выборе в систему) и практически тут же получаем сообщение системы SimMP о том, что нам выставлен счет к оплате за электроэнергию. Мы его сами себе и выставили. Теперь мы можем или отказаться от оплаты или, выбрав пункт “Oplatit”, соответственно оплатить счет. При оплате, через несколько секунд мы получили еще одно системное сообщение под заголовком “rezultat operacii”, где нам сообщили, что проводка совершена.

Во втором случае мы при оплате какой-либо услуги или товара просто сообщаем продавцу свой номер телефона и нам приходит системное сообщение, что нам выставлен счет на то, что мы оплачиваем. Опять же мы можем или отказаться от оплаты, или подтвердить платеж. Я попробовал приобрести себе пару музыкальных дисков в местном магазине “Меломан”. Следуя инструкции, я выразил желание платить через систему SimMP и назвал свой номер телефона. Через пару-тройку минут мне пришел счет, который я сразу подтвердил. Еще через пару минут я забрал купленные диски.

Сейчас нет никакой абонентской платы за услуги SimMP со стороны провайдера. А вот банки могут брать небольшую ежемесячную плату за привязку счета к сим-карте. Конкретно Новосибирсквнешторгбанк данную плату не берет. А единственное за что надо платить, при проведении оплаты через SimMP, это за подтверждение платежа. Плата составляет $0,06 за каждое подтверждение. Как SMS сообщение отправить. Но зато некоторые предприятия дают скидки при оплате с помощью SimMP.

Теперь, пожалуй, можно подвести некоторые итоги.

Система в целом очень удобна, она вполне может заменить простую банковскую карту. Собственно она и является чем-то вроде банковской карты, просто находится у вас в телефоне. А так как мобильный телефон есть сейчас почти у каждого, то не придется таскать с собой банковские карты. Но есть, конечно, и минусы. Во-первых, это довольно ограниченная развитость системы. Все-таки любая карточка, например,  системы visa, имеет куда большее хождения. Но этот минус может в дальнейшем исчезать, по мере развития системы. Во-вторых, система регистрации\подключения довольно громоздка и трудоемка. Кроме того, все-таки иногда платеж происходит не моментально, а через несколько минут, то есть вам приходиться какое-то время ждать. И хорошо, если за вами нет километровой очереди в магазине. Вообщем я не могу однозначно советовать всем подключать услугу SimMP. Это является хорошим решением, если только через SimMP вы в своем регионе можете быстро заплатить за какие-то услуги, за которые другими способами оплаты платить долго или неудобно.

Плюсы:
— телефон выполняет роль банковской карты, со всеми ее плюсами.
— отсутствие абонентской платы (у многих банков).
— возможность получения скидок при оплате услуг\товаров.

Минусы:
— трудоемкость процесса подключения\оформления услуги.
— недостаточная развитость, особенно в регионах, отдаленных от Новосибирска.
— возможные небольшие задержки при оплате услуг\товаров.

(Всего прочитано 27 раз, из них 1 посещений сегодня)
0