Некоторые онлайн-СМИ уже сообщали о запуске интернет-сервиса TIKR.ru, по сути, представляющего собой своеобразный поисковик по российским акциям. Об уникальности этого проекта в масштабах всей Сети говорить не приходится, с чем, в целом, согласны и его авторы, однако для пользователей Рунета он, безусловно, представляет определенный интерес. Главным отличием TIKR.ru от зарубежных аналогов заключается в том, что основное внимание на нем уделяется компаниям, акции которых торгуются на ММВБ. О том, чем TIKR.ru отличается от российских сервисов, представляющих подобную информацию, в интервью MoneyNews рассказал главный маркетолог проекта Александр Рубан.


Дмитрий Родин (Д.Р.): Расскажите о создании TIKR.ru. В блоге проекта Вы благодарите за помощь многих людей из финансовой и IT-сферы. Какое участие они принимали в разработке вашего сервиса?

Александр Рубан (А.Р.): На старте проекта мы пошли обычным путем web 2.0. Я провел краткое исследование и составил список из 100 наиболее влиятельных лидеров рынка, которых мог заинтересовать наш проект. В основном, в список вошли аналитики из ведущих инвестиционных компаний, работающих в России, и некоторые хорошо известные блоггеры, которые интересуются российскими стартапами.

Когда была готова первая версия проекта, я написал каждому из них персональное письмо с приглашением опробовать TIKR.ru и высказать свои замечания и пожелания к проекту. Более трети из тех, к кому я обратился, ответили на письмо, а вы можете представить, насколько заняты такие люди. Ответы были разными, но в подавляющем большинстве случаев очень вдохновляющими для нашей команды. Для желающих мы также открыли продвинутую версию проекта. С некоторыми из них завязалась более подробная переписка, которая продолжается и по сей день. Когда мы открыли в ЖЖ блог (http://tikr-ru.livejournal.com/), то сочли должным поблагодарить там всех, кто помог нам на старте.


Д.Р.: Удобный формат подачи информации и ориентация на акции компаний, торгующиеся на российских биржах — единственные принципиальные отличия TIKR.ru от его более опытных конкурентов?

А.Р.: На сегодняшний день удобство — это действительно важная составляющая. У нас, например, есть простенькая форма на каждой странице, в которую любой пользователь может написать о найденной ошибке или написать свои пожелания. Судя по запискам оттуда, многие инвесторы устали от запутанных интерфейсов более опытных конкурентов и от банальной невозможности быстро найти и проанализировать самую важную информацию об акциях российских компаний.

Именно такие инвесторы находят формат и простоту TIKR.ru чрезвычайно удобными. Для нас очень важным видится отличие в том, что наши пользователи могут влиять на развитие проекта, делая его удобным не только для себя, но и для широкой публики. Многие ли могут повлиять на развитие крупного устоявшегося портала? Мы же стараемся всячески поощрять процесс коммуникации с целевой аудиторией.


Д.Р.:  Помимо Google Finance и Yahoo! Finance, сходства с которыми вы не отрицаете, на этом же поле играют и некоторые российские проекты вроде Quote.Ru и «Финама». Получается, вы будете отбирать у них аудиторию за счет более удобного интерфейса и расширенного функционала?

А.Р.: Прежде всего, я должен сказать, что мы с огромным уважением относимся и к Google Finance, и к Yahoo! Finance и к хорошо известным российским проектам. Все-таки они первопроходцы, и ими накоплен существенный опыт по предоставлению финансовых услуг в Интернете. Но отбирать у них аудиторию мы не собираемся. Мы, скорее, заточены под молодежь, которая прекрасно владеет Интернетом и ищет простые, легкие и бесплатные решения, доступные везде, где есть доступ к Сети.


Д.Р.: Какому количеству людей такой сервис интересен сегодня — учитывая, что большую часть представленной на нем информации можно найти в других источниках?

А.Р.: Посудите сами: рынок частных инвесторов в России удваивался последние несколько лет, и сегодня количество его участников, по некоторым оценкам, превышает 1 млн. человек. Одних только долларовых миллионеров в 2007 году в России было уже более 135 тыс. Проблема в том, что эта аудитория до сих пор лишь частично пересекалась с аудиторией интернет-пользователей.

 Мы надеемся, что ситуация изменится в недалеком будущем, когда на IPO выйдут сразу несколько великолепных российских IT- и интернет-компаний. Тогда каждый уважающий себя российский инженер захочет иметь под рукой интерактивные графики и будет разбираться в фондовом рынке не хуже программистов из Кремниевой Долины. Мы рассчитываем, что через два года TIKR.ru будут использовать от 20 до 40 тыс. уникальных посетителей в месяц.


Д.Р.: Вы говорили о том, что работая над TIKR.ru, стремитесь сделать простой и легкий в использовании сервис, «русский Bloomberg». Не меняются ли эти приоритеты с получением отзывов пользователей?

А.Р.:  Вероятно, вы имеете в виду наше высказывание о желании сделать простой и легкий «народный Bloomberg», который был бы бесплатен для пользователей. Безусловно, пользователи не против такого понимания народности. Дело остается за тем, чтобы дать массовому пользователю необходимые бесплатные инструменты, сравнимые по эффективности с Bloomberg. Именно над этим мы и будем работать в ближайшие месяцы.

А комментарии пользователей, несомненно, помогают расставлять приоритеты. Основываясь на отзывах первых пользователей, мы запустили сервис «Управление инвестиционным портфелем» и добавили возможность показывать свой инвестиционнй портфель другим инвесторам. Эта возможность будет чрезвычайно полезна в обсуждениях с финансовыми консультантами.


Д.Р.: Как относитесь к идее сделать платную «тяжелую» версию сайта с расширенными возможностями для пользователей?

А.Р.: Наш лозунг сегодня — это «Простота спасет мир (Интернета)». Тяжелый сайт могут сделать многие, а вот легкий… Скорее «тяжелые сайты» должны будут измениться, либо их ждет участь динозавров.


Д.Р.: Когда на TIKR.ru можно будет найти информацию об акциях, торгующихся на РТС и за пределами России? Откуда будете брать информацию в таком случае?

А.Р.: Мы работаем в режиме экстремального программирования. Это позволяет вести разработку быстрыми темпами. Но, с другой стороны, написание такого сайта — это как написание симфонии, которая каждую неделю звучит по-новому, отчасти потому, что пользователи также влияют на выбор инструментов, тональностей и даже конкретных нот. Недостаток такого способа разработки в том, что мы не знаем наверняка, сколько времени пройдет до появления новых возможностей, в данном случае — информации с других бирж.

Информацию об акциях, торгуемых на РТС, будем брать напрямую у РТС, а вот с западными партнерами вопрос пока не решен.


Д.Р.: Отличается ли чем-то аудитория, которую вы рассчитывали увидеть на TIKR.ru, от той, которая приходит на него на самом деле?

А.Р.: При планировании проекта мы составили довольно детальное описание типажей, которых мы рассчитывали увидеть на TIKR.ru. В целом, мы не видим значимых отличий среди приходящих пользователей, но хотелось бы отметить большой интерес к инвестициям со стороны IT-аудитории. Мы рады, что сервис заинтересовал многих инвесторов, и это подтверждает перспективность направления, в котором мы двигаемся.


Д.Р.: Как оцениваете популярность проекта на сегодняшний день и когда он выйдет из бета-тестирования?

А.Р.: О популярности пока говорить рано. Для текущей стадии проекта гораздо важнее наладить качественную обратную связь с представителями нашей целевой аудитории. Тот, кто самым первым начинает использовать подобные сервисы, как правило, оказывается и самым требовательным по своей природе. Наша задача на сегодня — оправдать доверие инноваторов, которые помогают нам строить проект и при этом уже извлекают для себя существенную пользу.


Д.Р.: Чем обусловлена необходимость регистрации на TIKR.ru?

А.Р.: Многие части проекта можно предоставить лишь после регистрации. Например, отслеживание собственного инвестиционного портфеля невозможно без регистрации на сайте. Вдобавок, не все инвесторы готовы делиться содержанием своего портфеля с окружающими. Для этого им необходимо предоставить индивидуальный счет. Еще один пример — список последних запросов пользователя. Мы также планируем другие функции, которые просто невозможны без логина.


Д.Р.: Как происходит управление инвестиционным портфелем в рамках вашего сервиса?

А.Р.: Мы даем пользователю большую «гибкость» в описании сделок, которые он совершает. Инвестору необходимо ввести всего четыре ключевых параметра реальной сделки — акцию, дату, цену и количество акций. Дополнительно можно вводить расчет комиссионных расходов и делать сопутствующие заметки, что превращает TIKR.ru в записную книжку разумного инвестора. Важно отметить, что сервис анонимен по своей природе и, в отличие от многих ресурсов, не требует практически никакой информации об инвесторе и используемых финансовых организациях.

«Инвестиционный портфель» является также полезным аналитическим инструментом. Инвестор может оценить, как изменятся характеристики портфеля в случае новой, еще не совершенной сделки. Довольно просто разыгрывать так называемые «если бы»-сценарии, которые демонстрируют эффективность альтернативных вариантов инвестиций. При этом не нужно тратить деньги на совершение реальных рыночных операций, чтобы посмотреть, как акция вписывается в стратегию инвестирования.

(Всего прочитано 16 раз, из них 1 посещений сегодня)
0