В Интернете появился новый способ совместного финансирования самых разных мероприятий. Crowdfunding скоро может проникнуть в Россию.

Социальные сообщества и сети в интернете – уникальные образования во многом потому, что для них характерны избыток и очень существенная роль слабых связей. Если для таких форм общения как, например, обмен музыкой, слабые связи между участниками вполне привычны, то для финансовых процессов, которые неизбежно должны были начать протекать в социальных сетях, это принципиально новое явление. Раньше для того, чтобы получить деньги на какое-то начинание, пусть некоммерческое, требовалось найти если и не одного, то немногих инвесторов, каждый из которых вносил значительную часть требуемой суммы, вести с ними подробные и длительные переговоры – это был классический пример установления и работы сильных связей. Если же деятельность, требующая финансирования, была чисто некоммерческой, то требовалось искать уже не инвестора, а благотворителя, что усложняло задачу и делало ее подчас неразрешимой, особенно когда деньги требовалось получить быстро.

В то же время слабые связи работают совсем по-другому: желающему получить некоторую сумму требуется заинтересовать своей идеей большое количество людей – участников социальной сети, каждый из которых может пожертвовать на реализацию этой идеи пару долларов: многие люди готовы за некрупную сумму купить ощущение причастности к благому делу. Теперь, по крайней мере, сбор средств на некоммерческие цели можно осуществлять с использованием возможностей, предоставляемых социальными сетями – такая деятельность называется краудфандинг (crowdfunding) – сбор средств посредством толпы, если пытаться перести дословно.

Краудфандерские сайты в сети могут быть специализированными, а могут быть общепрофильными. Специализированные сообщества объединяют людей, собирающих средства на какие-то похожие цели. Наиболее многочисленны – сети, помогающие получить деньги на свое творчество. Такие сообщества как ArtistShare (http://www.artistshare.com/home/default.aspx) позволяют музыкантам публиковать свою музыку и собирать деньги на нее посредством микроплатежей, которые предлагается пожертвовать либо просто так либо в обмен на доступ к дополнительным материалам.

Одна из исполнительниц, раскручивавшихся на этом сайте – Мария Шнейдер (http://www.mariaschneider.com) – получила за свой альбом, выложенный на ArtistShare не только солидную сумму, но и премию Грэмми. Однако, если производство музыки еще относительно недорого, то производство фильма дешевым сделать практически невозможно (если речь не идет о вполне специфичных фильмах). Но и на производство фильмов собираются деньги через социальные сообщества в сети: для этого существуют такие сайты как FilmRiot (http://www.filmriot.com/) и A Swarm Of Angels (http://aswarmofangels.com/) – последний проект не является социальной сетью, сбор средств там осуществляют только на один проект, но на очень крупный – целью создателей сайта является выпуск и распространение фильма с бюджетом в один миллион долларов.

Несмотря на то, что crowdfunding, вообще говоря, сбор денег на некоммерческие цели, он в то же время может быть бизнес-моделью и являться единственным источником доходов. Так, масса коллективов, создающих свободно распространяемые программы, всегда существовала только за счет пожертвований, которые делали пользователи. Теперь такие коллективы объединились на сайтах типа MicroPledge (http://micropledge.com/), где собирают деньги и молодые коллективы программистов и авторы таких известных проектов, как, например, MikTeX. Такое объединение позволяет получать информацию о реальной популярности той или иной программы: более популярная и полезная программа часто соберет больше всего пожертвований. И, что самое интересное, создатели платных программ могут использовать статистику, собранную на таких ресурсах, чтобы понять, какие потребности имеет пользователь сегодня безо всяких дополнительных маркетинговых исследований. Так, например, на означенном сайте две из трех программ, собравших наибольшую сумму, связаны с веб-разработкой, причем обе – с улучшением и доработкой известной системы управления содержанием Plone (http://plone.org/). Это является сигналом для web-разработчиков.

Но если звукозаписывающая или IT-индустрия вряд ли изменят свое лицо оттого, что человечество придумало краудфандинг, журналистика может измениться навсегда. Это проект – SpotUs (http://www.spot.us/). Суть его заключается в том, что аудитория сама определяет, что же им интересно услышать от данного журналиста (конечно, из списка предложенных им тем, а не совсем на ровном месте), после чего журналист пишет требуемый материал, а сайт его публикует, по возможности раскручивая и делая популярнее. Все получают то, что хочет: журналист деньги и гарантированно востребованный матерал, читатель – то, что ему интересно. Единственное, что в этой схеме отсутствует – это традиционные СМИ. Еще отсутствует рекламодатель, но это, понятно, временное препятствие: в конце концов чем предложение размещения рекламы хуже предложения денег. А вот традиционным СМИ тут делать совершенно нечего.

Краудфандинг как разновидность фандрайзинга, естественно, не мог не стать популярным для благотворительных целей. Примером чисто благотворительного краудфандингового сайта может быть сайт FirstGiving (http://firstgiving.com/). Деньги на нем собираются в большом количестве, но, увы, встречаются и обманы, как и во всех ситуациях, связанных с благотоворительностью.

Но среди благотворителей-краудфандеров появилась чрезвычайно интересная идея. Суть этой идеи заключается в том, что деньги никто не жертвует. Вместо этого их дают в долг. Идея заключается в том, что в стране третьего мира оказавшаяся у человека в руках тысяча долларов может изменить его жизнь кардинальнейшим образом. Множество жителей стран третьего мира (условно, есть там, например, и болгары, хотя Болгарию страной третьего мира назвать язык не поворачивается) регистрируется на этом сайте Kiva (http://www.kiva.org), чтобы получить там в долг некрупные суммы денег. Люди охотно дают им деньги в долг: кто десять, кто пятьдесят, а кто и тысячу долларов на срок от двух месяцев до двух лет. И деньги возвращаются, что увеличивает доверие следующих вкладчиков. Так с одной стороны люди не имеют прямых расходов (можно считать, конечно, упущенную выгоду и инфляционные издержки), а с другой – занимаются настоящей благотворительностью: их деятельность приносит совершенно реальные, ощутимые плоды. 

Краудфандерские сайты общей направленности более популярны за счет своей демократичности: не всякий может написать программу или спеть песню, а вот желание собрать денег на что-то есть у всякого. К тому же на специализированных сайтах люди чаще всего дают деньги либо на полезный для них продукт – музыку, которая им нравится, или программу, которая им полезна, либо на решение какой-то глобальной, например, экологической проблемы. На сайтах общенаправленных люди часто вносят суммы для решения совсем бесполезных для них задач, например, платят несколько долларов, чтобы молодой человек мог сделать своей девушке подарок. Есть и еще одна особенность таких сайтов – если посмотреть статистику пожертвований, размещенную на разных сайтах (http://micropledge.com/pledges), нетрудно убедиться, что на специальном сайте средний взнос больше, чем на общепрофильном. Один из таких сайтов – ChipIn(http://www.chipin.com/) – интересен по нескольким причинам.

Первая заключается в том, что в отличие от более «серьезных» сайтов типа MicroPledge, он обладает очень широкими возможностями для интегрирования его в различные социальные сети и блоггерские сообщества: MySpace, Xanga, WordPress, NetVibes. Также сайт предоставляет виджет, который можно разместить на любом другом сайте. Во-вторых, и это частое свойство подобных сервисов, он разрешает сбор средств только через PayPal. Это создает определенные неудобства для российских пользователей, но не только для них: размер входящих транзакций на обычный аккаунт PayPal’a ограничен и приходится переходить на Business или Premium аккаунт, что стоит денег, которые в свою очередь могут быть потеряны, если требуемая сумма не будет набрана: стандартная практика для подобных сайтов заключается в том, что если просящий не набирает требуемой ему суммы, которую он объявляет заранее, он не получает вообще ничего.

Еще один общенаправленный сайт – CrowdFunder (http://www.crowdfunder.com) позволяет увидеть на одной из своих страниц какие именно просьбы о сборе денег достигают успеха(http://www.crowdfunder.com/?st=funded&pg=0). Среди преуспевших запросов много и очень небольших (от одного доллара), так и значительные (десятки тысяч). Как видно, успех определяется не запрашиваемой суммой, а качеством описания. Очень часто хорошим стимулятором для сбора средств является пример другого человека вкупе с пониманием того, что что-то зависит и от жертвующего. Этим пользуются клиенты сайта PledgeBank (http://www.pledgebank.com/list), объявления о жертвовании на котором устроены следюущим образом: «я пожертвую x долларов на некоторое дело, если еще y людей пожертвуют z долларов). Такие объявления лучше всего мотивируют.

Не следует думать, что краудфандинг – это несерьезное развлечение, позволяющее собрать денег в лучшем случае на музыкальный альбом, а  в худшем – на бутылку пива. Проект ActBlue (http://www.actblue.com/) – это тоже типичный crowdfunding, только деньги собираются не на подарок девушке, а на предвыборную кампанию кандидатов от демократической партии на различных выборах в США. Принцип тот же, что у классических краудфандеров – не абстрактные деньги «на помощь голодающим детям», но множество задач, на каждую из которых собираются деньги, и можно видеть на какую задачу сколько пожертвовано. Всего сайт собрал почти 51 миллион долларов, но при этом на кампанию лично Барака Обамы, который станет кандидатом от демократов на ближайших выборах, было пожертвовано менее миллиона.

Принцип краудфандинга подхватили не только политики. Хотя классический краудфандинг подразумевает деятельность некоммерческую (non-profit), вполне коммерческие венчурные компании (как, например, LaraghFinance http://www.laraghfinance.com/) очень активно используют эту идею. Хотя тут уже слишком велик простор для мошенничества и тонка и неразличима грань c HYIP’ами (http://bankir.ru/analytics/it/3/125836).

Веб 2.0 потихоньку перестает быть пустым словосочетанием и наполняется смыслами. Краудфандинг – один из способов такого наполнения. Он меняет лицо журналистики (как, например, проект, SpotUs), влияет на развитие рынка программного обеспечения (как Micropledge), и просто делает жизнь чуть приятнее и одновременно сложнее. В сети можно не только знакомиться, меняться музыкой, выкладывать фотографии. В сети можно найти деньги на исполнение своего желания – и не так важно, в чем оно заключается: в том, чтобы купить новый набор слесарных инструментов или в том, чтобы стать президентом США. Важно уметь убедить других людей в том, что им тоже почему-то нужно, чтобы ты стал президентом США или купил новый набор слесарных инструментов.

(Всего прочитано 85 раз, из них 1 посещений сегодня)
0