Выступление Виктора Турскова, исполнительного директора WebMoney Transfer

Виктор ТурсковУважаемые господа, среди вас наверное есть те, кого приглашение на нашу пресс-конференцию заинтриговало. Ведь платежная система WebMoney Transfer работает на рынке уже семь лет, а эта пресс конференция — первая за всю нашу историю.

До сих пор мы ни разу ни проводили пресс-конференций и не общались с прессой подобным образом. Но не потому, что что-то скрывали, наоборот. Мы всегда осознавали, что серьезная компания (а мы себя осознаем именно как серьезную компанию) может лишь тогда заслужить доверие клиентов и партнеров, когда ничего не скрывает от них. Мы всегда были максимально открыты для прессы, охотно шли на общение с журналистами и с готовностью отвечали на любые вопросы, даже самые сложные и каверзные.

В этот раз мы пошли дальше, сегодня у вас будет возможность получить ответы на ваши вопросы из первых уст, непосредственно от разработчиков и директоров системы.

Но для начала несколько слов о поводе, который собрал нас здесь. Спустя семь лет с момента нашего выхода на рынок мы можем, ничуть не покривив душой, заявить, что WebMoney Transfer за это время перестала быть просто платежной системой, а превратилась в уникальную среду для ведения электронного бизнеса. Даже более того, по сути WebMoney Transfer послужила фундаментом, на котором возникло целое новое направление электронной коммерции. За прошедший год среднемесячный оборот WebMoney Transfer достиг величины 60 миллионов единиц WMZ (эквивалентных доллару США) и 400 миллионов единиц WMR (эквивалентных российскому рублю).

Обычно, когда говорят слова «электронная коммерция», под ними понимают торговлю через интернет. В глазах значительной части пользователей, электронная коммерция — это когда вы, к примеру, заказываете на интернет-сайте лекарство, и вам его доставляет курьер. От обычной покупки по каталогу или по телефону эта процедура отличается разве лишь тем, что вместо «телефона» — «сайт». И все. Неужели это и есть та самая пресловутая электронная коммерция?

Конечно — нет. Это старая, неэлектронная коммерция, к которой приделан новый электронный фасад.

Что же такое настоящая «электронная коммерция»? Это бизнес, который целиком построен на новой, нетрадиционной инфраструктуре и на таких передовых технологиях, которые в «обычном» бизнесе недоступны. Это крайне эффективные технологии, которые сильно снижают издержки по ведению бизнеса, и чрезвычайно повышают удобство работы. Однако эти технологии уже не могут базироваться на традиционных банковских или наличных расчетах.

Именно поэтому, выйдя на рынок как средство для мгновенных расчетов, WebMoney Transfer быстро обросла электронными сервисами и надстройками, которые превратили ее в уникальную электронную бизнес-среду.

Объяснить что это такое, проще на конкретных примерах, которые я приведу в дальнейшем. Но прежде — пару слов о том, что же такое, собственно эти самые электронные платежи. В материалах, что вам раздали, есть подробная информация на этот счет. Я же скажу кратко.

Всем знакомы такие платежные средства, как, скажем, чеки Американ Экспресс. Это не государственная валюта, это платежные средства, выпущенные частной компанией, однако в любой стране мира вы можете расплатиться ими или поменять их на местную валюту. Так вот, электронные платежные средства, которые обращаются в среде WebMoney Transfer, представляют собой нечто подобное чекам Американ Экспресс, только в электронной форме. Ими точно также можно расплатиться на множестве интернет-ресурсов или поменять на множество мировых валют.

Теперь о тех примерах, о которых я упомянул.

Возьмем такую больную тему, как продажа программного обеспечения. Вот, к примеру, вы талантливый программист, вы пишете программы, которые востребованы, которые охотно покупаются. Но вот как вы их будете продавать? Принимать кредитки у вас нет возможности, да если бы она и существовала, она оправдалась бы только при достаточно высоких ценах и оборотах. Банковские платежи? Долго и хлопотно! Наличными? Ну, это только если ваш покупатель живет в соседнем подъезде!

А есть еще и проблема доверия. Мошенников в интернете хватает. Как ваш покупатель может быть уверен, что вы не обманете его, взяв деньги и не отдав товар? И как вы можете быть уверены, что ваш покупатель, купив у вас один экземпляр программы, не размножит ее в сотне экземпляров и не начнет перепродавать?

Как только покупатель и продавец переходят на электронные средства расчета — все эти проблемы решаются автоматически. Возьмем наш сервис SoftActivation. Покупателю, чтобы купить программу, надо просто нажать кнопку, программисту, чтобы получать платежи, достаточно установить несложное и бесплатное программное обеспечение. Расчеты происходят мгновенно, напрямую, и без посредников. Проблема доверия решается идентификацией продавца в рамках платежной системы и другими способами, о которых я скажу чуть позже.

И при этом в рамках системы продавец получает средство защиты своих авторских прав. Купленная копия программы просто привязывается к электронному кошельку, с которого она была куплена. И пользоваться ею может только владелец кошелька. Если он захочет растиражировать программу, передать ее другим лицам, то только со своим кошельком, со своими деньгами. И иначе — никак.

Другая тема, которая, наверное, будет близка всем собравшимся, это продажа контента через интернет. Прекрасная идея, — писатель пишет книги, и сам же, минуя издателей, продает свои книги в электронной форме напрямую читателям. Вспомним сколько было попыток реализовать эту идею в рамках традиционных платежных технологий. Сколько было шумихи, когда сам Стивен Кинг начал продавать свои книги напрямую через интернет.

Не заработало! Не заработало, потому что традиционные платежи по кредиткам не обеспечивают поддержку технологий, необходимых для организации этого процесса.

А у нас — работает!

Сервис «Публикант», www.publikatn.ru. Берем книгу, журнал, газету, выкладываем в электронном виде в интернет, продаем. Принцип тот же, купленная книга привязывается к электронному кошельку покупателя. И может быть передана другому читателю, только вместе с кошельком. Автор сам определяет степень защиты книги от копирования. Он может вообще не защищать свое творение и пустить его в свободное распространение. Может сделать так, что доступ к содержимому книги будет осуществлен только по предъявлении кошелька покупателя. А может выпустить книгу в «демо-режиме». Например, читатель может половину книги прочитать бесплатно, а дальше уже решать, отложить книгу, как неинтересную или заплатить писателю и читать дальше.

В рамках «Публиканта» автор получает собственное издательство, но без стороннего издателя. Все его издержки — это верстка и оформление книги.

Уже сейчас обороты сервисов SoftActivation и «Публикант» составляют около полутора сотен тысяч долларов в месяц, и эти обороты все время растут. Через наш сервис продают свои книги такие известные писатели, как: Лукьяненко, Буркин, Казаков. Поскольку механизмы этих сервисов базируются на тех же технологиях, что и электронные платежи, то без рынка электронных платежей они не могли бы существовать в принципе.

Другой пример. Реклама в сети. Рынок огромный, существует множество способов размещения рекламы, куча организаций, которые этим занимаются. Безусловно, это все работает и при помощи традиционных методов, но далеко не везде и не всегда. Подавляющее большинство владельцев веб-ресурсов не имеют возможности получать адекватный доход с размещения рекламы на своих сайтах.

Мы сделали сервис MestCom.ru, где вебмастер может выставить на продажу любое рекламное место на своем сайте, а рекламодатель купить его. Это — не биржа. Это полностью автоматизированный сервис размещения и покупки рекламы, который обеспечивает прямые расчеты между покупателем и продавцом. Вебмастер выставляет место на продажу, рекламодатель оплачивает его, и тут же на сайт рекламодателя идут посетители. Все происходит мгновенно: и оплата, и размещение рекламы. Сейчас объем этого рынка составляет 1 миллион долларов в месяц.

Возможно, вы с недоверием отнесетесь к тому, что я скажу сейчас, но тем не менее… Тот бурный рост рынка хостинговых услуг,который мы сейчас наблюдаем в России обусловлен именно электронными платежами. Хостинг и доменные имена — это как раз те вещи, которые крайне неудобно оплачивать традиционными способами: идти в банк, ехать в офис с наличными, да и кредиткой оплачивать суммы в несколько долларов невыгодно. А электронные платежи — это как раз то, что нужно. Пройдитесь по сайтам тех провайдеров, которые продемонстрировали бурный рост бизнеса в последнее время. Везде в качестве возможного средства оплаты указаны электронные платежи.

Я не могу, конечно, прямо здесь и сейчас однозначно доказать, что именно использование электронных платежей явилось тем конкурентным фактором, который обусловил бурный рост этих компаний. Но то, что они сыграли не последнюю роль — несомненно.

Оборот на этом рынке составляет около 1 миллиона долларов в месяц. И, что важно, по нашим данным, провайдеры, получив при расчете электронные средства, не спешат их вывести из системы, поменять на рубли, а используют их для дальнейших расчетов. То есть электронные платежи потихоньку становятся одним из основных средств расчетов внутри провайдерского рынка.

Несколько ранее я упоминал о проблеме доверия между продавцом и покупателем. Когда вы платите кому-то через интернет, то всегда сомневаетесь, не с мошенником ли вы имеете дело? Вдруг он возьмет ваши деньги и не отдаст товар. Или отдаст, но не то, что обещал. Особенно если речь идет о цифровых товарах. Когда вы покупаете холодильник, все более менее понятно. Вам его привезут и вы можете оплатить покупку после получения.

А как быть если вы покупаете программу? Или файл mp3? Или электронную книгу? Короче говоря, любую вещь, которая доставляется электронным путем через интернет.

Мы решили эту проблему в рамках сервиса Digiseller (www.digiseller.ru). Если кратко, то это сервис, который берет на себя обязательство доставить электронный товар, покупателю, который его оплатил. Продавец оставляет свой товар на сервере Digiseller, покупатель передает продавцу платежные средства. После чего по факту оплаты забирает товар с сервера Digiseller.

Но мы если ограничились только этим. Digiseller — масштабируемый сервис. Вы можете установить на свой сайт очень простые бесплатные скрипты, и ваш сайт станет, если так можно выразиться, частью сервиса Digiseller. Иными словами, минимальными усилиями, без каких либо затрат, вы можете превратить свой сайт в полноценный магазин по продаже цифровых товаров, с их мгновенной оплатой и автоматической доставкой покупателю.

Сейчас ежемесячный оборот Digiseller составляет сотни тысяч долларов. Есть еще вещь, о которой нельзя не сказать. Это рынок букмекерства, интернет-казино, игр и прочего. Слава богу, в интернете этот рынок пока не носит криминального характера, здесь это не однорукие бандиты, здесь это онлайновые игры людей между собой: ставки на исходы спортивных матчей, игры между клиентами казино в покер, в шахматы и пр. Но без электронных платежей этот рынок не может существовать в принципе, так как никакого другого способа быстро получить выигрыш у победителя нет.

Объем этого рынка — миллионы долларов в месяц.

Без существования электронных платежей не возник бы рынок многопользовательских игр. Компьютерная игра, где необходимые игровые аксессуары пользователь покупает за «игровые деньги» и, в случае победы, завоевав аксессуары победителя, получает реальный доход, поскольку эти акссесуары тоже стоят денег. Это огромный рынок, в рамках многопользовательских игр возникают целые кланы игроков, которые скидываются, совместно закупают игровые предметы, «доспехи», «оружие», совместно организуют штурмы «вражеских замков». В ходе таких игр всякой игровой экипировки закупается на тысячи долларов. Но и приз армии победителей тоже может составить тысячи. Который победители поделят между собой

Это очень бурно растущий рынок. И хотя его объемы сейчас несколько меньше букмекерского рынка, он, подчеркну растет очень и очень быстро.

Конечно, мне хотелось бы рассказывать дальше и дальше. Те примеры, что я привел — это лишь небольшая часть огромного айсберга электронной коммерции. Но я понимаю, что терпение моих слушателей небезгранично.

Я лишь слегка приоткрыл завесу над истинной электронной коммерцией, коммерцией, главными чертами которой являются мгновенность и надежность расчетов, очень низкие издержки на организацию и ведение бизнеса. И огромные удобства для клиентов.

Я рассказал только об одной части электронной коммерции, о том, как она видится со стороны клиента электронного бизнеса. А есть еще и другой взгляд, — изнутри. Когда все отношения внутри компании и между компаниями построены на тех же электронных принципах. Когда платежные средства, поступившие в магазин, тут же, и опять же электронно, будут мгновенно распределяться между поставщиками товара, логистической компанией предоставляющей склады, пиар-агентством, которое привело покупателей на сайт,  компанией, доставившей товар конечному потребителю. Подчеркну — все мгновенно, деньги поступили — и тут же мгновенно ушли к контрагентам в соответствии с заключенными контрактами. И зарплата всем сотрудниками — тоже электронно. И чистую прибыль владелец или владельцы магазина тоже получат электронно в виде дивидендов, и тут же электронно, в онлайне же, решат куда ее дальше направить.

Это не фантастика. У нас есть средства и сервисы, которые все это обеспечивают, и есть достаточно много компаний, которые, пользуясь этими сервисами, перешли полностью на электронную форму работы. В качестве примера можно привести сервис «Капиталер» (www.capitaller.ru), на котором, кстати, базируются те онлайновые игры, о которых я упомянул. Но об этом я расскажу уже в другой раз. Спасибо за внимание.

(Всего прочитано 4 раз, из них 1 посещений сегодня)
0