Когда недавно мне позвонил директор по маркетингу системы Хронопэй Алексей Черняев и попросил сделать доклад по перспективам электронных платежей на предстоящем РИФ, я дал согласие, ни секунды не колеблясь. Я твердо знал о чем буду говорить: о взаимодействии с госструктурами, о проблемах идентификации и цифровой подписи.

Но, как говорится, человек предполагает, а господь располагает. Судьба заметила, что я упустил один важный аспект использования электронных платежей и буквально ткнула меня в него носом.

Я упустил то из виду одно массовое явление, которое в последнее время идет бурными темпами, и которое я бы назвал «планктонизацией офисов».

Я не знаю, честно говоря, кто первым сочинил и употребил выражение «Офисный планктон», но считаю его на редкость удачным. Офисный планктон – это безликая масса клерков, заполняющая офисы, подобно тому, как планктон заполняет океаны. Большинство считает, что этим сходство офисного и обычного планктона ограничивается, но это не так. Как обычный планктон лишен каких-либо признаков интеллекта, так и офисный планктон функционирует не включая в работу мозгов. Нет, разумеется, каждый из индивидуумов, составляющих офисный планктон, может быть человеком умным, но лишь за пределами своих служебных обязанностей. Основной род деятельности офисного планктона – тупое воспроизводство готовых офисных технологий, а любое понимание их сути только мешает процессу.

Иными словами единица офисного планктона обязана знать, что в форму номер 52 в графу N положено вписать то-то, а в графу M – то-то, после чего надо все отправить в отдел R. С какой целью она это делает, и чему служат эти манипуляции знать она не обязана. И не знает.

Так вот, в те времена, когда электронные платежи в России только стартовали, офисного планктона еще не существовало. Суровая жизнь и низкие цены на нефть заставляли людей вертеться и кое-что понимать в том деле, которым они занимались. Тот, кто захотел бы ограничится только воспроизведением готовых офисных технологий, просто не выжил бы. Приходилось присматриваться к новому и изучать его. Именно поэтому в конце 90-х электронные платежи так резко стартанули в России.

Сейчас – иные времена. Если клерка не обучили на его скоротечных курсах «электронным платежам», то они для него существовать и не будут. Хоть вы в лепешку разбейтесь. А обучают клерков сейчас все больше «по прогрессивным западным технологиям», где электронные платежи означают вовсе не то, что в России.

Вот именно эти реалии я не учел, когда начал подготовку тезисов своего выступления для РИФ. Хорошо, жизнь подсказала.

Так получилось, что в разгар работы у меня кончился картридж в принтере. Принтер у меня редкой модели, и картриджи к нему на каждом углу не продаются. Самым быстрым способом было бы заказать доставку в интернете. Я зашел в Гугль, и сразу же выяснил, что в интернет-магазине Dostavka.Ru искомые картриджи есть и по разумной цене.

Я взял и заказал. При этом по привычке сразу же и оплатил через электронную систему… впрочем, неважно, через какую, она тут ни при чем.

Я, когда имею такую возможность, всегда оплачиваю сразу, и по возможности, не пользуюсь способом «курьеру наличными на руки». Во-первых, меня раздражает хроническое отсутствие у них сдачи с любых купюр. А во-вторых, это хороший способ ускорить доставку товара («какого вы тянете, если вам уже заплачено!»).

В этот раз эффект получился противоположным. Прошли положенные два дня, в течение которых «гарантируется доставка», мне никто не позвонил и не написал. Пришлось звонить самому.

И тут я с удивлением узнал, что заказ не может быть мне доставлен, поскольку я его не оплатил. Я удивился. Объяснил, что оплатил, через электронную систему еще два дня назад.

– Молодой человек, – снисходительно объяснили мне, чтобы вы оплатили, мы должны были выставить вам счет, а счета мы вам не выставляли, вы к нам даже не обращались за счетом.

На этой фразе «Не было счета, не было и оплаты» диалог и зациклился. Ни ссылка на собственный сайт «доставки» с кнопочками автоматической оплаты через десяток платежный систем, ни на дату и точные реквизиты платежа не помогали. Спустя некоторое время я ощутил себя в романе Кафки, а, глянув на часы обнаружил, что сам не заметил, как провел в веселых диалогах два часа.

Ситуация была дурацкая. Я только сейчас заметил, что на сайте «Доставка.РУ» вообще не было никаких реквизитов фирмы, кроме контактного телефона.

В воздухе запахло жульничеством.

Впрочем в службе техподдержки платежной системы меня несколько успокоили. Платеж ушел не к абстрактному сайту «Доставка.РУ», а к вполне известному торговому холдингу eHouse, которому сайт и принадлежит.

Хоть какой-то ориентир.

В службе поддержки eHouse, меня выслушали сочувственно, согласились, что скорее всего я действительно заплатил, но объяснили, что виноват в ситуации я сам, прежде чем платить, я должен был позвонить мененджеру и согласовать с ним способ оплаты.

– Девушка, зайдите на собственный сайт, – там у вас кнопочка – «оплатить», я нажал и оплатил. О согласовании с менеджером – ни слова.

– Ну, мало ли что программисты там понавешали! – вы взрослый человек и должны понимать, что оплаты без счета не бывает!

Впрочем, после этого звонка, дело с мертвой точки сдвинулось. Вроде бы. Мне пришло письмо, что нужной позиции на складе нет, и мне ее доставят только через три дня.

Прошло три дня. Четыре. Пять. Ни-че-го. На письма ответа нет. Пришлось звонить. Меня узнали по голосу и уже на правах старого знакомства попытались похамить:

– Знаете есть такое слово – счет! На букву С. Откройте словарь и почитайте.

И снова те же круги, и снова – «почему не согласовали с менеджером!» И снова «Нужной позиции нет на складе, доставим через три дня».
Правда после моего звонка уже руководству eНouse, персонал «Доставки.РУ» заработал как часы. С периодом колебания маятника в три дня.
Звонок: «доставим завтра». Потом письмо «Нужной позиции на складе нет, доставим через три дня». Через три дня – звонок. См. предыдущий абзац.

И так уже месяц.

Картридж я давно уже купил в другом месте.

Руководству eHouse больше не звоню.

Размышляю, каким окажется запас прочности у этого маятника?

И уже всерьез подумываю над тем, чтобы открыть тотализатор и принимать ставки на то, чем законится вся эта история.

(Всего прочитано 14 раз, из них 1 посещений сегодня)
0