Во времена, которые сейчас очень не любят вспоминать – перед крахом NASDAQ, под действием всеобщей эйфории, многие инвесторы были убеждены в том, что главное – завоевание доли рынка, пользователей, трафика, который вскоре неизбежно трансформируется в доходы. Построение многочисленных бесплатных сервисов с фактически непродуманной стратегией окупаемости было нормой.

Последовавший крах подействовал отрезвляюще – выжившие сервисы были вынуждены действовать более практично, а новые – исходно продумывать методики не только привлечения пользователей, но и монетизации трафика. Источники заработка для сайтов электронной коммерции были очевидны, пусть тотально доминирующая оплата наличными курьеру и снижала динамику развития и обороты. А вот для сервисов услуг и контентных сервисов вопросы получения платежей от клиента оставались камнем преткновения.

Использование электронных платежных систем (ЭПС) – прерогатива активных интернет-пользователей, оплата банковскими картами не вызывает у многих пользователей доверия. В то же время Интернет из занятия для гиков и профессионалов стал все больше занимать положение еще одного медиа-канала, в котором активно развиваются СМИ и развлекательные ресурсы. Сейчас интернет-сайты соперничают с газетами и даже телевидением и превращаются в полноценные медиа-империи. Соответственно, менялась и публика. Одним из методов монетизации для подобных проектов стала контекстная реклама, другим же, позволяющим получать оплату от конечных пользователей – различные SMS-сервисы.

Именно на этих двух столпах развивались отечественные проекты, которые с той или иной степенью натяжки можно отнести к Web 2.0, и которые строятся на контенте, генерируемом самими пользователями. Фактически именно на платных SMS вырос отечественный сегмент дейтинга, на сегодня имеющий миллионные обороты (по оценке ФИНАМа – порядка 5 миллионов долларов на данный момент).

По различным оценкам порядка 70% прибыли для данных сервисов приходят именно благодаря SMS-оплате: на данный момент это наиболее простой, быстрый и доступный метод проведения микроплатежей. Таким же образом стали монетизироваться файл-хостинги, музыкальные и видео сервисы и социальные сети, в том числе и такие гиганты, как ВКонтакте. SMS оказался прекрасным средствам платежа для контентныъ сервисов их породы «on demand» — простота и очевидность с избытком компенсируют те поистине грабительские отчисления, которые неизбежно уходят операторам мобильной связи.

Впрочем, если мы уж упомянули затертый термин «Web 2.0», то говорить лишь о крупных проектах с солидными стартовыми бюджетами было бы некорректно. Необходимо упомянуть и о небольших проектах, составляющих так называемый «длинный хвост» (long tail), не таких крупных, но значительно более многочисленных. Именно в этом сегменте находятся проекты, запускаемые небольшими командами, зачастую запускаемыми на чистом энтузиазме.

В случае с SMS работа напрямую с операторами мобильной связи для таких сервисов практически недоступна – слишком мал оборот и слишком велики, практически неподъемны, затраты на организацию взаимодействия с многочисленными операторами во всех регионах России и ближнего зарубежья. Для них едва ли не идеальным является использование сервисов, предоставляющих единый и простой интерфейс для взаимодействия со всеми операторами, такие как уже неоднократно упоминавшиеся sms.копилка и sms.замок.

Такой подход является столь же легким для использования, как и применение контекстной рекламы –  все организационные проблемы за комиссионные берет на себя сервис-посредник. Другой вопрос, что в случае с SMS самим владельцам сервисов надо быть более изобретательными – не достаточно просто привести на сайт пользователей, необходимо предоставить им какой-то интересный и/или полезный сервис. Насколько массовым станет успешное использование имеющихся возможностей – вопрос пока темный. В любом случае, вся инфраструктура для этого готова.

(Всего прочитано 15 раз, из них 1 посещений сегодня)
0