Уровень проникновения онлайновых платежей за последние годы значительно увеличился, но, скажем честно, до сих пор в этом секторе существует огромный потенциал для роста. Во многом он связан с облегчением проведения платежей – облегчением как для клиентов интернет-магазинов, так и для из владельцев. Для этого надо сделать максимально простым для пользователей осуществление оплаты, предоставить общедоступный, простой и прозрачный способ, который удовлетворит всех.

На данный момент, по результатам исследования Фонда «Общественное мнение», 45% российских пользователей интернета считают онлайновую оплату товаров и услуг опасной и рискованной. Думается, во многом это связано с существующими способами онлайновой оплаты: по данным того же опроса наиболее популярными сейчас является оплата по кредитным картам, и электронной наличностью – WebMoney и Яндекс.Деньги. При этом наши сограждане опасаются предоставлять кому-либо реквизиты своей кредитки, а электронные валюты остаются для большинства экзотикой.

Как бы то ни было, в данный момент распространенность что кредитных карт, что ЭПС, несмотря на их активное развитие не так велика, как хотелось бы. И, в любом случае, как активно бы ни развивались современные электронные платежные системы, они вряд ли в ближайшие годы смогут достичь такого же уровня проникновения, как и мобильная связь. Таким образом, идея использовать мобильные телефоны в качестве платежных терминалов является естественным.

Этой мыслью задалася и Мининформсвязи, сформировавший специальную рабочую группу. В рамках Инфокоммуникационного союза была одобрена концепция системы «Мобильных платежей». Подобная система, поддержанная мобильными операторами большой тройки, практически обречена на успех, но… как всегда, есть «но»: в данный момент, по всей видимости выбран вариант, построенный на использовании особой SIM-карты в качестве средства верификации и непосредственно платежного интерфейса. Да, такой вариант позволит осуществлять микроплатежи, но не даст одного очень важного пункта – возможности совершать подобные платежи удаленно.

В любом случае, такие решения позволяют использовать лишь деньги, находящиеся на счету мобильного оператора (это практически по умолчанию лишь небольшие суммы) и находятся в достаточно спорном положении с точки зрения закона.

В случае использования для осуществления платежей премиум-SMS, в данный момент порядка 50% от суммы каждого платежа заберает себе мобильный оператор. Да, существуют попытки принимать таким образом оплату за товары, но реально это имеет смысл лишь для контентных проектов, где стоимость создания нового «экземпляра» товара фактически равняется нулю.

STK-решения, использующие в качестве метода передачи SMS, а в качестве «источника финансирования» — банковский счет абонента (именно банковский, а не счет, открытый у мобильного оператора) и SMS-банкинг, обычно требуют тесного взаимодействия оператора и банка, ну и, конечно, магазина. В данный момент проблемы есть на всех трех уровнях – в подобном сервисе не слишком заинтересованы операторы, банки пока, по-видимому, также не видят в этом смысла – развитие кредитных карт как средства оплаты не менее привлекательно и более очевидно, причем очевидно и для продавцов.

Мелочи вроде того, что при использовании SMS-платежей можно обойтись без какого-либо дополнительного оборудования (платежным «терминалом», на который приходит подтверждение о совершении транзакции, может выступать любой мобильный телефон) не исправляют ситуацию. В принципе, SMS – лишь метод передачи информации, метод максимально простой и доступный для каждого, плюс, практически не ограничивающий того, что же именно будет передаваться.

К сожалению, несмотря на то, что уже сейчас несколько платежных шлюзов поддерживают работу с SMS, это лишь работа с препейд-картами и их разновидностями (см., например, e-port или уже описывавшийся Paymer). Есть и полноценный SMS-банкинг, в том числе и продвигаемый такой ведущей платежной системой, как VISA, но реальная распространенность этих сервисов до обидного мала.

В условиях, когда большая часть населения практически не имеет банковских счетов, а электронные платежные системы остаются уделом пусть и достаточно широкого, но ограниченного круга пользователей, SMS могли бы стать эффективным средством совершения удаленных платежей. К сожалению, на данный момент практически ни один из активных участников рынка не делает ставку на SMS, используя их лишь в вспомогательных целях, как средство информирования пользователей или передачи дополнительных данных, скажем, паролей на подтверждение транзакции, совершаемых через интернет-банкинг.

(Всего прочитано 19 раз, из них 1 посещений сегодня)
0