Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия») прокомментировала появившиеся в прессе публикации, в которых «искажается и превратно толкуется ее позиция по вопросу фискализации платежных терминалов». Как отмечается на сайте Ассоциации, ее позиция по вопросу фискализации платежных терминалов является комплексной и сложно обусловленной. К тому же, она претерпела определенные изменения в течение последних месяцев.

Ассоциация «Россия» исходит из того, что правовой режим деятельности терминалов не является однородным. В настоящее время в стране существует как минимум три группы терминальных сетей, регулирование деятельности которых существенно различается. Речь идет о так называемых (суб-) агентской, банковско-агентской и банковской моделях. Регулирование двух последних моделей осуществляется на основе действующего банковского законодательства, которое не предусматривает применения контрольно-кассовой техники при совершении банковских операций. Таким образом, оборудование терминалов, функционирующих в рамках банковско -агентской и банковской моделей, фискальными регистраторами является не только избыточным, но и противоречит систематике действующего права.

Более сложным является вопрос о необходимости переоборудования регистраторами терминалов, функционирующих по агентской схеме (на основе положений главы 52 ГК РФ). Следуя общей законодательной логике, можно потребовать, чтобы такой «электронный кассир» был оснащен фискальным регистратором. Именно такое требование законодатель предъявляет к кассовому аппарату, обслуживаемому человеком. Различие в подходах в данном случае приведет к дискриминации одной из бизнес-моделей, а возникающее при этом неравенство противоречит общим принципам права. Осенью прошлого года данная этого позиция была представлена нами на обсуждение в Министерство финансов Российской Федерации.

В то же время, проведя анализ практической реализуемости данной стратегии, эксперты Ассоциации еще в декабре прошлого года выявили очевидные сложности ее «лобового» осуществления. Имеется в виду чрезмерная стоимость указанных фискальных регистраторов, делающая их установку на каждый отдельный терминал заведомо экономически нецелесообразным. Забавно, что именно эту позицию критиков Ассоциации приводят авторы неуклюжих статей. В настоящее время Ассоциация «Россия» изучает техническую и правовую возможность избежать такой «потерминальной» фискализации, заменив ее «фискализацией процессинга». Экономическая целесообразность подталкивает к поиску подобного решения, однако эксперты Ассоциации отдают себе отчет в его особой юридической сложности. Дело в том, в российском законодательстве отсутствует понятие процессинга, само законодательство о расчетах и платежах находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Таким образом, проблема фискализации операторов электронных платежных систем является своего рода верхушкой айсберга, представляющего собой огромный массив нерешенных законодательных вопросов.

В этой ситуации всякий упрощенный подход, попытка дешевого популизма или огульной критики, как и их бездумное тиражирование, способствуют не решению проблем, а лишь их обострению. Как говорят в народе, простота хуже воровства.

Деятельность по совершенствованию регулирования платежей населения осуществляется Ассоциацией «Россия» в рамках более общей задачи по подготовке Стратегии повышения доступности финансовых услуг. Ее главная идея – обозначить комплекс мер, необходимых для создания финансовых механизмов, доступных для всех групп населения (all-inclusive financial system). Речь идет о всеохватывающей финансовой системе, доступной как для граждан, которые являются традиционными банковскими клиентами, так и для тех, кто по разным причинам не знаком или не имеет доступа к банковским услугам (филиалам).

Названная Стратегия, которая готовится совместно с экспертами Всемирного банка, Консультационной группы помощи малоимущим и Российского микрофинансового центра, будет содержать развернутую картину институциональных и нормативных изменений, подчиненных единой задаче – повышению доступности финансовых услуг на всей территории страны. В нем планируется отразить два измерения такой системы. Одно из них – ее посубъектная структура. На отечественном рынке розничных финансовых услуг должны существовать и эффективно взаимодействовать банки, почтовые отделения, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, специализированные финансовые компании, а также компании сотовой связи, Интернет-провайдеры, операторы электронных платежных систем и эмитенты электронных денег. Второе – технологически-коммуникационная основа финансового бизнеса. Здесь следует выделить различные механизмы дистанционного оказания финансовых услуг: мобильный и Интернет-банкинг, технологии почтовой связи, работа через розничных агентов, выпуск карт, создание терминальных сетей и установка банкоматов. Все из перечисленных финансовых и коммуникационных посредников должны иметь возможность использования названных технологий, сообщается на сайте  Ассоциации «Россия».

(Всего прочитано 10 раз, из них 1 посещений сегодня)
0