Налоговики и потребнадзор начали распутывать узлы электронной торговли

На прошлой неделе для интернет-торговли Екатеринбурга пробил «час Х»: определился список магазинов, владельцы которых попадут в зону внимания местного комитета по товарному рынку. Как отмечают в комитете, это станет важным этапом работы «по урегулированию жалоб екатеринбуржцев на интернет-магазины».

Казалось бы, новость сугубо регионального масштаба, однако внимательный наблюдатель разглядит за ней многое: сегодня Интернет, бывший еще недавно чем-то вроде «безналоговой зоны» или «территории свободной торговли», привлекает все более пристальное внимание государства.

В России — бум интернет-продаж. Их объемы растут в два раза быстрее, чем на Западе, — на 50 процентов в год. Продают обои, цветы, фотоаппараты, замороженное мясо, диски, мебель… Ни пробок, ни очередей, ни тяжелых сумок, достаточно нажать несколько кнопок на компьютере — доставят все. Но бурный поток, как водится, выносит на поверхность немалое количество пены.

В начале прошлого года интернет-магазинам разрешили уплачивать налоги в упрощенном порядке. А в начале года нынешнего в Налоговый кодекс были внесены поправки, освобождающие электронную торговлю от единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Ранее она была приравнена к торговле розничной, а следовательно, хозяева магазинов должны были уплачивать налог на вмененный доход. Между тем фискальные органы много лет не могли определить, какой физический показатель использовать для его расчета — виртуальные магазины не имеют торговых залов, площадь которых можно измерить.

В Интернете с сайта на сайт даже кочует легенда: в свое время некий налоговый инспектор на полном серьезе собирался измерить площадь монитора — главной торговой площадки сетевого магазина.

Естественно, всех вопросов, связанных с налогообложением, изменения в НК не решили. Как отмечает Анастасия Титаева, эксперт аудиторско-правовой группы «Бизнес-фактор», основная проблема при продаже товаров дистанционным способом заключается в способах приема денег от покупателей: «Так называемые «электронные деньги» хотя и очень удобны для совершения интернет-покупок, оставляют широкие возможности для уклонения от уплаты налогов. Дело в том, что компании, обеспечивающие их оборот, не обязаны выполнять функции налоговых агентов. То есть добросовестная уплата налогов лежит исключительно на совести продавцов. Однако многие из них свои доходы не декларируют и, естественно, налогов не платят».

Между тем в 2007 году появилось постановление правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», четко устанавливающее обязанность продавца по уплате налогов.

Нелегко приходится и добросовестным предпринимателям, которые получают причитающиеся им деньги на расчетный счет в банке и, соответственно, платят налоги полностью. «Те, кто выбрал упрощенную систему налогообложения (а таковых большинство) и уплачивает 6-процентный налог со всего дохода, должны учитывать при его расчете не только суммы, поступившие на счет от платежной системы, но и удержанное этой системой вознаграждение. Если же предприниматель заплатил кому-то «электронными деньгами» до «вывода» их на расчетный счет, эти суммы также подлежат 6-процентному налогу», — рассказывает Титаева.

Контроль за количеством и объемом сделок в Интернете серьезно волнует сегодня и фискальные, и правоохранительные органы. Существует масса характерных способов уклонения от налогов — постоянная смена юридических лиц, участвующих в закупке, хранении и доставке товаров, представление «нулевых» балансов и т.д. Соответствующие отделы криминальной милиции успели накопить огромный опыт в благородном деле «вычисления» мошенников, однако проблем в этой сфере еще более чем достаточно. Между тем озабоченность налоговиков можно понять. За прошлый год виртуальные магазины наторговали более чем на миллиард долларов, то есть государство теряет на неуплате налогов немалые средства.

Естественно, налогообложением список проблем не ограничивается. Формулу «товар — деньги — товар» виртуальные магазины сохранили. Но сделали существенную поправку — товар тот же, денег меньше. Порой на 30-50 процентов (экономия на арендной плате, оформлении витрин, зарплате персоналу). Увы, красота с экрана монитора при ближайшем рассмотрении может улетучиться. Размер окажется иным, цвет не таким… Жалобы от покупателей шли потоком. В прошлом году Госдума приняла наконец поправки к закону о защите прав потребителей, где ввела четкие правила для интернет-торговли. В соответствии с ними Роспотребнадзор, например, установил штраф за обман в виртуальном магазине. За реализацию товаров, не соответствующих тем, что описаны в каталоге, придется заплатить 30 тысяч рублей. Продавец теперь должен рассказать о товаре все, а заодно представить полную информацию о себе — реальный адрес и полное название фирмы, чтобы покупателю не пришлось писать на несуществующую электронную почту. Следить за недобросовестными продавцами Роспотребнадзору поможет МВД.

— Интернет-бизнес пока не слишком прозрачен, механизмы налогового мониторинга находятся в стадии разработки. Многие проблемы носят глобальный характер, и вряд ли удастся решить их в одночасье. Но тенденция ужесточения государственного контроля налицо, и это неизбежно приведет к исчезновению интернет-магазинов, которые не готовы работать по закону, — констатирует Титаева.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 11 раз, из них 1 посещений сегодня)
0