Как уже сообщал MoneyNews, в минувшую пятницу Верхняя Палата российского парламента одобрила закон «О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса РФ и часть вторую Налогового кодекса РФ», тем самым, фактически, узаконив форму электронного авиабилета. Удивляться этому не приходится хотя бы потому, что повод поторопиться с этим решением у чиновников был более чем весомый. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обязала все мировые авиакомпании со второй половины 2008 года полностью перейти на электронные билеты. Насколько готовы отечественные авиаперевозчики к внедрению e-ticket и как конкретно этот процесс будет осуществляться — своим видением ситуации с Редакцией MoneyNews поделились эксперты.

Предысторию вопроса с введением электронного билета напомнил Владимир Ловский, Директор по коммерции и маркетингу ЗАО ТАИС.

«В феврале Минтранс с одобрения Минфина своим решением ввел электронный билет (далее по тексту — ЕТ. — Прим.Ред.) для Российской авиации, но с одним существенным ограничением. Этот билет должен сопровождаться платежным бумажным документом, являющимся свидетельством совершенной сделки. Поскольку конкретных комментариев к данному решению не было, то получилось, что ЕТ не допускается как платежный  документ, т.е. во всех случаях требуется чек или что-либо заменяющий его документ.

Такое решение можно понять в случае, когда пассажир расплачивается наличными с агентами. Однако, например, в случае продажи перевозки через веб-сайт агентства или авиакомпании данная оговорка усложняет все процедуры. Если ей точно следовать, то продавать ЕТ через сайт вообще невозможно. Выход пока найден в том, чтобы где-то в центральном офисе распечатывать чеки на каждую покупку и сохранять их на случай каких-либо конфликтных ситуаций. Собственно, по этому пути и идут авиакомпании.

Тем не менее, даже такой, по сути «куцый», закон явился для авиационного сообщества шагом вперед и позволил начать реальную продажу с помощью ЕТ. Сейчас авиакомпании первого эшелона активно продают перевозки на электронном билете. Можно надеяться, что решение Совета Федерации позволит преодолеть данное ограничение, и авиационное сообщество в России получит доступ к безбумажной технологии в том виде, в каком она принята во всем мире», — говорит Владимир Ловский.

Очень важным утверждение Советом федерации дополнений к 105 ст. Воздушного кодекса РФ о форме электронного билета считает Генеральный директор Ассоциации агентств воздушного транспорта Юрий Шабунин.

По его словам, необходимыми условиями реализации решений IATA по внедрению электронного билетооформления на территории РФ были следующие. Отработка авиакомпаниями технологии электронного билетооформления; подготовка аэропортов к работе с электронными билетами, а также подготовка и принятие соответствующих законов и подзаконных актов, обеспечивающих возможность оформления и продажи пассажирских авиаперевозок на территории РФ на основе электронного билетооформления.

«Российские авиакомпании провели огромную работу по созданию технологии электронного билетооформления для продажи пассажирских авиаперевозок. Растет количество аэропортов, готовых принять пассажиров с электронными билетами. Сегодня можно много говорить о том, что еще предстоит сделать по этим двум позициям, но, в целом, у участников рынка есть понимание того, что необходимо сделать и как должны решаться вопросы в этой части», — отмечает Юрий Шабунин.

По мнению Владимира Ловского, главной проблемой для продвижения ЕТ в России является неоснащенность наших аэропортов системами регистрации (управления отправками) и соответствующим оборудованием. Для того, чтобы решить эту проблему, многие авиакомпании сами приобретают оборудование для аэропортов. К сожалению, в ее решении не принимает участие Минтранс, сетует г-н Ловский.

При всем при этом, до сих пор очень много вопросов вызывает законодательство в части отработки системы продажи пассажирских авиаперевозок с использованием электронного билетооформления и электронной отчетности. Юрий Шабунин убежден, что внесение в Воздушный кодекс дополнений о форме электронного билета — лишь шаг на пути построения российской системы электронного билетооформления пассажирских авиаперевозок, системы технологичной, соответствующей законодательству РФ и учитывающей специфику электронной технологии билетооформления и отчетности. В том числе удобной для агентской сети, осуществляющей продажу авиабилетов и удобной для пассажира.

«Законы Российской Федерации, действие которых касается данного вопроса, подзаконные акты, федеральные авиационные правила, сегодня, к глубокому сожалению, не могут ответить на многие вопросы. Некоторые из этих вопросов удивительно просты, но сегодня нет единого понимания, как на них ответить. К примеру, что является первичным документом для бухгалтерии в условиях электронного билетооформления? Будут ли использоваться бланки строгой отчетности в условиях электронного билетооформления? Является ли необходимым использование контрольно-кассовой техники приэлектронном билетооформлении? Какие документы обязано выдавать агентство (или пункт продажи авиаперевозок) пассажиру, купившему электронный билет и оплатившему покупку наличными?», — рассуждает глава Ассоциации агентств воздушного транспорта.

По словам Юрия Шабунина, Ассоциация агентств воздушного транспорта со своей стороны пытается найти ответы на эти и многие другие вопросы, опираясь на российское законодательство, опыт своих коллег в России и за рубежом и надеется на партнерство со стороны уполномоченных органов гражданской авиации и Министерства транспорта РФ.

«В настоящее время ряд авиаперевозчиков осуществляет продажу электронных билетов (как через собственную сеть продаж, так и через уполномоченные агентства). Как правило, пассажиру на руки выдается маршрутная карта, т. е. копия электронного билета, распечатанная на чистом листе бумаги. В зависимости от формы оплаты ( безналичный расчет, пластиковая карта или наличная оплата) выдается также платежный документ.

Однако в различных пунктах продажи используются различные модели ККМ, различается и форма распечатки. Пассажиру далеко не всегда удобно получить внятный документ для своей бухгалтерии, либо агентство вынуждено дополнительно использовать курьерскую службу для передачи подтверждающих документов. Отраслевые Федеральные авиационные правила по этому поводу отсутствуют.
 
10-11 декабря 2007 года ААВТ совместно с Российским союзом туриндустрии и Институтом автоматизированных технологий на воздушном  транспорте проводят Семинар «Современные тенденции развития агентского бизнеса и отраслевые информационные технологии», на который соберутся заинтересованные участники рынка, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию», — говорит Юрий Шабунин.

«Переход на электронный билет во всех ведущих авиационных странах состоялся уже 2-3 года назад, однако, Россия пока остается на одном из самых последних мест в мире по степени внедрения ET, — говорит пресс-секретарь компании ChronoPay Елена Сорокина. — Электронный билет — это будущее, которое неминуемо приближается с каждым днем, хотим мы того или нет, но со временем ET станет нормой, как и обычный бумажный аналог. Другое дело, как скоро это произойдет? Думаю, ждать осталось недолго, так как резолюция IATA обязала к маю 2008 г. сделать e-ticket единственной формой билета для всех авиакомпаний-членов».

Более принципиальным, по словам Елены Сорокиной, остается тот вопрос о том, насколько быстро сможет адаптироваться типичный покупатель к новой форме — электронному билету. Неслучайно уже сейчас авиакомпании проводят онлайн-конференции, понимая, что далеко не каждому пассажиру удастся самостоятельно разобраться во всех тонкостях нововведения.

Директор по коммерции и маркетингу ЗАО ТАИС Владимир Ловский полагает, что уже к следующей летней навигации, несмотря на все имеющиеся препоны, электронный билет станет обычным явлением, в том числе и на внутренних маршрутах.

(Всего прочитано 50 раз, из них 1 посещений сегодня)
0