Если платежные системы и сервисы появляются — значит это кому-то нужно? А если они не просто появляются, но и активно заявляют о себе, предлагая пользователям все больше новых возможностей? Об одном из таких платежных сервисов пойдет речь в нашем сегодняшнем материале. Вот уже полгода прошло с момента запуска сервиса «Единый кошелек». Насколько востребован молодой платежный сервис и на что делают ставку его разработчики? Об этом мы поговорили с руководителем проекта «Единый кошелек» Константином Шиловым.

Константин ШиловMoneyNews (MN). Какова предыстория появления «Единого кошелька»? Кто стоял у истоков создания вашей платежной системы? На кого ориентировались, выходя на рынок?

Константин Шилов (К.Ш.). В 2005 году мы заметили, что системы электронных денег, доступные в то время физическим лицам, предъявляют слишком жесткие требования к безопасности и недоступны основной массе пользователей из–за сложности в освоении, хотя используются в основном для микро–платежей и расчетов между участниками. Комиссионные сборы, взимаемые при движении средств, в таких системах неоправданно высоки. И это, казалось бы, при очевидно низкой себестоимости транзакций. Все это было следствием недостаточной конкуренции на российском рынке платежных систем, которая сохраняется и по сей день.

В середине 2006 года мы провели ряд исследований рынка, после чего было принято окончательное решение о создании собственного продукта и выработана стратегия его развития. Была сформирована команда из разработчиков, менеджеров и экспертов предметной области, которая и сейчас пополняется интересными людьми. На тот момент у нас был внушительный опыт в организации приема платежей от населения на базе платежных терминалов, банкоматов, салонов связи и т.п. У нас уже была собственная платежная система X–PLAT. В нашей структуре присутствовала кредитная организация, имеющая банковскую лицензию и осуществляющая расчетные функции и собственная розничная сеть приема платежей, состоящая из нескольких тысяч терминалов, платежи в которой принимает ОАО «НОСТА–БАНК».

Итак, мы знали чего хочет пользователь и как снизить затраты, мы знали как сделать работу комфортной и что для этого нужно. Мы приступили к разработке и в мае 2007 года результаты наших трудов были представлены широкому кругу пользователей сети. Основой развития нашего сервиса стало внимание к пользователям. Мы стараемся прислушиваться к их предложениям и сейчас. Даже одно письмо на адрес тех. поддержки может стать основой для большой работы всей нашей команды по развитию сервиса. Мы с воодушевлением наблюдаем, как пополняется клиентская база, и следим за публикациями в электронных СМИ.


MN. А не опасались конкуренции со стороны того же «Мобильного кошелька»? Что подпитывало Вашу уверенность в выводе на рынок нового продукта?

К.Ш. Нет, конкуренции мы не опасались, на наш взгляд любая конкуренция это дополнительный стимул для развития, к тому же наш продукт довольно сильно отличается от других.

Рано или поздно все сервисы, ориентированные на физических лиц, а особенно связанные с оплатой услуг в Интернете, должны иметь доступные способы перевода средств между собой, и тут мы уже становимся партнерами. В любом случае выбор, всегда остается за пользователем.


MN. Вы позиционируете себя не как систему интернет–платежей или платежную систему, а как платежный сервис. Чем это объясняется?

К.Ш. Слово «система», употребляемое в понятиях «платежная система» и «система платежей», относится к техническим терминам и обозначает программно–аппаратный комплекс, предназначенный для выполнения некоторых задач. В данном случае задач, связанных с оплатой. Если окунуться в историю происхождения слова «сервис», станет ясно, что произошло оно от английского «service» — обслуживание, оказание услуг. Большая Советская Энциклопедия, трактует его как общее название для организаций, занимающихся обслуживанием населения.

«Единый кошелек» — это организация, созданная для работы с физическими лицами, она включает в себя и платежную систему, и службы взаимодействия с клиентами, и многое другое. Другими словами, «Единый кошелек» — это платежный сервис, предназначенный для обслуживания потребностей населения, в первую очередь связанных с оплатой услуг.


MN. Очевидно, что успех нового бренда во многом определяется не только его грамотным позиционированием, но и уникальностью предложения. Таковое или таковые имеются у «Единого кошелька»?

К.Ш. Уникальность сервиса «Единый кошелек» и основное его отличие от подобных систем заключается, прежде всего, в его экономичности. Ввод денег в систему, как и оплата подключенных к сервису услуг (их количество уже более 250, и эта цифра постоянно растет) в большинстве случаев происходит без взимания комиссии с пользователя.

Кроме этого, сервис не взимает абонентской платы с клиентов за пользование дополнительными сервисами. Все функции управления кошельком также являются бесплатными.


MN. Какой юридический статус имеет ваш платежный сервис? И чем обеспечены хранимые на электронных счетах ваших пользователей денежные средства?

К.Ш. Платежный сервис «Единый кошелек» представляет компания ЗАО «Информационно–процессинговый центр» — юридическое лицо, зарегистрированное и действующее в соответствии с законодательством РФ, которое осуществляет информационно–технологическое взаимодействие участников расчетных отношений сервиса.

Отношения между пользователями сервиса и компанией ЗАО «ИПЦ» регламентированы действующим законодательством РФ и Договором об использовании Платежного сервиса «Единый кошелек», заключаемым в соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ посредством согласия с условиями публичной оферты при регистрации.

Средства пользователей сервиса обеспечены денежными средствами, размещенными на расчетных счетах ЗАО «ИПЦ». Фактически эти средства являются авансовыми платежами пользователей в счет будущих поручений. В соответствии с условиями Договора ЗАО «ИПЦ» распоряжается этими средствами исключительно для исполнения платежных поручений пользователей сервиса, что гарантирует их сохранность.

Здесь важно понять, что мы не эмитируем никаких титульных знаков, все происходит в соответствии с действующим законодательством РФ и Договором, согласно которому пользователь сервиса в любой момент может в установленном порядке отказаться от него и вернуть остаток средств.


MN. Как компания гарантирует сохранность денег на кошельках пользователей, и какие инструменты для безопасного использования платежного сервиса вы сегодня предлагаете?

К.Ш. Для управления своим кошельком достаточно знать логин и пароль учетной записи, но получить его стороннему лицу невозможно, если владелец кошелька хранит их в тайне и выполняет простейшие требования безопасности. Эти данные передаются по защищенному каналу в зашифрованном виде только один раз за сессию во время авторизации пользователя, что защищает их от перехвата, а ограничение попыток входа исключает возможность перебора.

Для защиты счетов поставщиков услуг и сторонних платежных систем используются методы двусторонней авторизации, сертификаты, электронная цифровая подпись и другие методы повышенной безопасности, которые в скором времени будут также доступны и обычным пользователям. Но решение о необходимости их использования будет лежать на владельцах кошельков.

Сервис в основном используется для микро–платежей, и мы не стараемся усложнить работу пользователей навязыванием чрезмерных мер технической защиты. Практика показывает, что любые технические средства безопасности часто обходятся из–за беспечности пользователей.
Не спасает ни множество паролей, ни секретные коды, ни сертификаты, ни прочие меры, призванные на защиту неприкосновенности личного имущества. Они лишь создают иллюзию безопасности при неумелом обращении или препятствуют комфортному использованию системы в целом.


MN. Нельзя не отметить достаточно внушительный арсенал представленных у «Единого кошелька» способов ввода/вывода денежных средств. С завидной регулярностью этот инструментарий постоянно пополняется. Что еще предложите своим клиентам в ближайшее время и когда все–таки появятся обещанные способы ввода/вывод денег с пластиковых карт и банковские переводы?

К.Ш. Начиная с 26 октября пополнить свой кошелек можно с банковских карт популярных платежных систем Visa и MasterCard. Наши клиенты по достоинству оценили эту возможность благодаря низкой комиссии и активно пользуются ей, выражая тем самым свое доверие нашему сервису.

В качестве альтернативы пополнения кошелька банковским переводом мы предлагаем гораздо более удобный способ, позволяющий пополнить кошелек практически в любом отделении банка нашей страны. Это возможно благодаря тому, что c 30 октября «Единый кошелек» подключен к системе денежных платежей и переводов CONTACT.

В скором времени в качестве инструмента пополнения мы будем готовы предложить способ, доступный любому из 35 млн. владельцев сотовых телефонов, т.е. каждому третьему жителю России. Я говорю о возможности пополнить свой кошелек отправкой SMS сообщения на короткий номер, подобно тому, как происходит покупка мобильного контента.


MN. А будет ли реализована работа с интернет–магазинами? Смогут ли онлайн–продавцы принимать на своих сайтах деньги посредством «Единого кошелька»?

К.Ш. Не секрет, что интернет–магазинов разного рода в сети очень много и подключить их все самостоятельно невозможно, магазины должны подключаться сами. Для этого нужно выполнение 2–х условий. В первую очередь магазин должен быть заинтересован в предлагаемой платежной системе и должны быть инструменты для подключения.

Сейчас мы занимаемся обеспечением этих условий. Заинтересовать магазины можно только аудиторией и с этим мы планомерно справляемся, а создание инструментов дело второе и не представляет особых трудностей.


MN. На какие наиболее приоритетные направления будет ориентироваться «Единый кошелек» в своем дальнейшем развитии? Появления каких новых сервисов можно ожидать в ближайшее время?

К.Ш. В первую очередь мы ориентируемся на качество. Качество предоставляемых услуг и качество обслуживания клиентов. Все остальное мы относим к дополнительным возможностям нашего сервиса, план на реализацию которых расписан на год вперед.

Сейчас мы реализовали достаточное количество схем пополнения кошелька, настало время подумать о выводе средств. На данный момент из запланированных методов доступны почтовые переводы с извещением и до востребования. Удобный способ получения наличных, но, к сожалению, не самый быстрый — клиент может получить средства в течение недели.

Очень скоро появится возможность получить наличные в течение нескольких часов через систему платежей и переводов CONTACT, банковским переводом по свободным реквизитам и переводом средств на банковскую карту платежных систем Visa и MasterCard. Последний, разумеется, самый быстрый способ.

Хотелось бы рассказать намного больше, но мы любим делать сюрпризы, и я могу говорить только о сервисах, которые находятся на стадии подготовки к запуску.


MN. Вопрос последний. Когда все–таки рядом с логотипом «Единого кошелька» исчезнет надпись «beta»? Кажется обещали завершить бета–тестирование еще в августе?

К.Ш. Статус beta–тестирования нашего сервиса объясняется тем, что мы постоянно вводим в публичную эксплуатацию новый функционал, я надеюсь, что эта традиция останется и впредь, и пока это будет так, мы не планируем убирать значок «beta», предлагая своим клиентам новые привлекательные сервисы.

В сентябре, например, мы запустили сервис, который позволяет нашим клиентам отправлять бесплатные SMS–сообщения на мобильные телефоны всех операторов сотовой связи РФ. Этот сервис не остался незамеченным и пользуется огромным успехом. Также мы получили много благодарственных писем после введения в октябре сервиса SMS уведомлений, отправляемых на мобильные телефоны наших клиентов при поступлении денежных переводов и зачислении средств на их кошельки.

Нельзя не отметить постоянно растущий список услуг, доступный для оплаты нашим клиентам, новые возможности пополнения кошелька, в том числе и с банковской карты, возможность получить наличные в любом почтовом отделении РФ, удобное клиентское приложение для пользователей Windows Vista, выполненное в виде «гаджета».

MN. Спасибо!

(Всего прочитано 110 раз, из них 1 посещений сегодня)
1