Мы уже привыкли к тому, что российские IT-компании с запозданием на несколько лет копируют и «переосмысливают» западные наработки. С мобильными платежными системами все то же самое. Что, впрочем, и понятно – все же, скажем честно, и сами мобильные телефоны – отнюдь не российские разработки. Использование разнообразных мобильных систем интернет-банкинга и мобильных платежей повторяет ту же ситуацию. Однако развитие электронных платежных систем в России проходит по отдельному сценарию.

Происходит это хотя бы потому, что на Западе становлению платежных систем проходило в условиях развитой банковской системы и всеобщего использования банковских карт. У нас ситуация была исходно иной, и ЭПС исходно были призваны занять позицию основного средства удаленных платежей, прежде всего, интернет-платежей, позицию, традиционно заполняемую кредитными картами.

Всеобщее распространение электронных платежных систем возможно, пожалуй, лишь при выходе из виртуального интернет-мира. Лишь возможность заплатить за товар или передать деньги, не находясь за компьютером, может сделать ЭПС действительно распространенными. Использование SMS как средства для проведения платежей – один из очевидных вариантов развития и реализации данного метода. Благо, и примеры есть – посмотрите, скажем, на систему PayPal, успешно использующую данный метод уже более полутора лет. Да даже в Африке подобные системы вполне успешно функционируют!

Приведенные примеры далеко не исключения, и занимаются этой сферой и малые компании и огромные корпорации. Скажем, когда до официального объявления о выходе платформы Android ходили активные слухи о грядущем Google Phone, лишним поводом для их разжигания была заявка на патент платежной SMS-системы от Google.

В малой распространенности подобных сервисов в России безусловно, свою роль играют и юридические тонкости (те же самые WebMoney формально являются банковскими чеками), и, конечно же, привычка наших сограждан к «традиционным» деньгам и принципиальное недоверие к различным платежным системам, основанное на опыте многочисленных кризисов, дефолтов и банковских банкротств.

В России системы SMS-платежей и извещений, используемые электронными платежными системами, можно пересчитать по пальцам. Прежде всего, на ум приходит Paymer от WebMoney. Paymer по сути своей – электронные платежные чеки, которые не зависят от канала передачи – будь то SMS, телефон или ICQ. Еще необходимо упомянуть e-port, платежныю систему, которая в частности позволяет через SMS проводить платежи с препейд-карт.

Практически ту же схему реализуют и другие системы – например, «Рапида». Может SMS использоваться и как средство информирования и, более того, привлечение человека в платежную систему. Скажем, система Rupay позволяет перевести деньги даже на пока еще не существующий кошелек, указав номер мобильного телефона, так что абонент получит извещение в виде SMS. Впрочем, ничего принципиально нового и революционного в этом нет – посмотрите хотя бы на канадскую SMS Kambi.

Однако, работа подобных сервисов оповещений достаточно ограничена. Реальной оторванности ЭПС платежей от ПК нет, соответственно, во многом теряется смысл оповещений. Плюс, использование SMS-оповещений увеличивает себестоимость каждой транзакции.

Реально SMS может как позволить быстро и эффективно построить систему оплаты услуг и товаров, так и стать прекрасным инструментом информирования и повышения качества сервиса. К сожалению, сейчас эти возможности блокируются имеющимся законодательством, привязанностью к наличности.

(Всего прочитано 13 раз, из них 1 посещений сегодня)
0