В середине ноября глава Мининформсвязи Леонид Рейман одобрил концепцию создания универсальной платежной платформы (УПП) на основе сотового телефона. Если ее удастся реализовать, то с помощью мобильника можно будет оплатить проезд в общественном транспорте или рассчитаться за парковку или продукцию в торговых автоматах. Но бой за сотовый кошелек обещает быть нелегким: против выступает Центробанк.

Глава Мининформсвязи Леонид Рейман одобрил концепцию под названием «Универсальная платежная платформа». Суть концепции заключается в том, чтобы использовать сотовый телефон для совершения платежных операций. Как рассказал пресс-секретарь Инфокоммуникационного союза (ИС, основной разработчик концепции УПП) Михаил Скибин, после одобрения концепции министром планируется опробовать УПП в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи -эти города ИС предлагает в качестве опытных зон.

Технология, позволяющая реализовывать платежи с помощью мобильных телефонов, называется NFC (Near Field Communications). Встроенный чип устанавливает беспроводное соединение между телефоном и считывателем, в результате чего с виртуального счета владельца мобильного телефона списывается сумма. Абонент может пополнить счет с помощью банковской карты либо с помощью других платежных систем. Первый мобильный телефон с банковским чипом Nokia 6131 NFC (стоит около $300) с начала года распространяется в Великобритании и США. Система оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона работает также в Японии, Корее и Финляндии. В Финляндии, впрочем, используется иная технология: нужно просто отослать SMS, и деньги спишутся со счета телефона.

Пару месяцев назад к мобильному способу оплаты приобщился Московский метрополитен. На торжественном открытии новой станции Люблинской линии «Трубная» мэр города Юрий Лужков прошел через турникет с помощью приложенной к нему трубки. Сегодня такую функцию поддерживает только одна модель телефона Nokia (официально в Россию она не поставляется), но глава метрополитена Дмитрий Гаев пообещал в следующем году исправить эту ситуацию. «С января «Микрон» запускает в продажу специальные SIM-карты, которые будут работать в любых мобильных телефонах»,-пояснил начальник метрополитена.

Но чтобы реализовать создание УПП, необходимо внести значительные изменения в законодательство, касающиеся вопросов электронной коммерции. По словам господина Реймана, необходимые поправки в законодательство будут разработаны во втором квартале 2008 года. По мнению экспертов, основная сложность при реализации проекта УПП -урегулирование вопросов с Центробанком (ЦБ).

Эксперты полагают, что наладить оплату с помощью мобильных телефонов можно, только урегулировав проблему с банковскими лицензиями. «Для того чтобы заняться мобильными платежами, операторам придется получать соответствующую лицензию, а для них это серьезные затраты,-объясняет партнер юридической компании «Байтен Буркхардт» Виктор Наумов.-К тому же такая деятельность не является для них профильной. Поэтому нужно вывести платежи с помощью мобильного телефона из-под действия банковского законодательства. Но этому будет сопротивляться Центробанк, который не хочет терять контроль над денежными потоками. По этой причине процесс правки законодательства, скорее всего, затянется». Вчера в ЦБ отказались обсуждать утвержденную господином Рейманом концепцию внедрения УПП.

Председатель совета директоров ИК «Некстер» Антон Богатов считает, что Мининформсвязи вообще не удастся договориться с ЦБ: «Подтверждением тому является указание ЦБ, запрещающее с ноября этого года автоматам по приему платежей работать без наличия у компании агентских договоров с операторами связи либо с банком». По его словам, с автоматами ситуация проще, чем с мобильными платежами, поскольку они могут быть агентами получателя денег: «В этом случае это не считается банковской деятельностью. В случае с оплатой через мобильные телефоны оператор является агентом пользователя, то есть выполняет его поручение по переводу денег. А это типичная банковская операция, и ЦБ не пойдет на изменение законодательства».

Ситуацию с приемом платежей господин Рейман пытается сейчас урегулировать, направив письмо в Центробанк с просьбой изменить указание, регламентирующее порядок работы на рынке приема платежей за услуги связи. В министерстве прогнозируют, что в противном случае с середины ноября рынок платежей вдвое сократится за счет индивидуальных предпринимателей, работа которых не предусмотрена документом Банка России. Принятые прошлым летом закон «О банках и банковской деятельности» и этим летом -поясняющее закон указание ЦБ разъясняют работу на рынке приема платежей исключительно по банковской схеме (когда организации, принимающие платежи, обязаны работать только по договору с банками). «Мы хотим устранить расширительное трактование указания N1842-У, которое распространяет банковское законодательство на агентскую схему, хотя там она вовсе не прописана»,-пояснили письмо Ъ в пресс-службе министерства. Так называемая агентская схема приема платежей, когда владельцы терминалов работают от имени провайдеров услуг (например, мобильных операторов),-самая распространенная. По оценкам Мининформсвязи, по такому принципу проходит 90% платежей на рынке, оценивающемся в $5,7 млрд. Кроме того, по данным министерства, на рынке приема платежей за услуги связи и ЖКХ функционирует 220 тыс. терминалов, из которых 45% обслуживаются индивидуальными предпринимателями.

С мобильными платежами ситуация сложнее, но на решение законодательной коллизии уповают как кредитные организации, так и операторы связи. Первые получают новый приток клиентов, которые будут, к примеру, погашать кредит с помощью сотового телефона, а не наличными, как это происходит сейчас. Последние рассчитывают на новый способ увеличить доход за счет мобильных платежей по мере того, как снижаются тарифы на звонки и растет конкуренция со стороны дешевых или вообще бесплатных телефонных сервисов в интернете.

Более скептично настроены маркетологи, которые не спешат обещать, что такая практика приживется в России. Они отмечают, для развития сервиса нужна соответствующая инфраструктура, а также гарантии безопасности платежей. В России, отмечает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова, новосибирская компания «Центр финансовых технологий» уже несколько лет внедряет сервис SimMP, поддерживающий мобильную оплату услуг связи, коммунальных платежей, заказа и бронирования билетов, а также счетов в ресторанах. Однако закрепиться в Москве и Санкт-Петербурге сибирякам пока не удалось.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 11 раз, из них 1 посещений сегодня)
0