Когда мы произносим «виртуальный мир», «игровой мир», «многопользовательский мир», мы даже не подозреваем – насколько правы. Объединенные строчками кода изображения и звуки, возможности и правила игры, принципы появления и исчезновения участников-игроков давно уже превратились в полноценные миры, где можно играть, жить, испытывать эмоции и накапливать воспоминания. Эти виртуальные миры, эти игровые интернет-миры – почти такие же как наш. За одним существенным отличием.

Нет, это отличие не в том, что реальный мир реален, а виртуальный – виртуален. Не в том, что вселенная состоит из атомов, а виртуальность – из намагниченных участков жесткого диска на сервере.

Просто в нашем мире, несмотря ни на какие изыскания философов и теологов, с бытием божьим вопрос так и не решен. Виртуальность же такого вопроса вовсе не знает. Ибо ответ – очевиден: бог есть.

Виртуальная мифология

Ни для кого не секрет, что в почти в любой многопользовательской игре существует некоторая… напряженность в отношениях между разработчиками и игроками. Она вполне понятна и просительна, если смотреть на нее с точки зрения диалога равных субъектов. Однако, если смотреть на нее именно так, напряженность эта не имеет благополучного исхода. Ведь такие предпосылки – лживы.

Разработчики, как ни странно звучит, это – боги данного конкретного мира. Вот такие простые, незамысловатые, локальные боги. И при общении с ними игрокам вряд ли понадобятся риторика, дипломатия или, даже, искусство шантажа. Скорее, ключом к взаимопониманию могут стать мифы Древней Греции…

Некоторая неадекватность игроков происходит, как нам кажется, от современного единобожия. Мы представляем себе бога этаким недосягаемым старцем, объединяющем черты неподкупного судьи и Деда Мороза. Его можно просить, уговаривать, ему можно молиться, на него можно уповать. Взамен он обычно прощает нам грехи, преподносит сюрпризы, грозит с облаков пальцем и готовит Страшный суд.
Боги древних были в этом смысле гораздо более человечны и инструментальны. А если хорошенько подумать, то они были ровно такими. каковы сейчас обычные разработчики очередной многопользовательской игры.

Божий замысел

Древнегреческие боги, жившие на Олимпе, питались амброзией. Скандинавские боги восседали в Валхалле. А человека, как гласит мифология африканских племен, сделали то ли из глины, то ли из ила, то ли вообще из земли и прутиков пальмы…

К счастью, в виртуальном мире никто не задается вопросами кто создатель мира игры, зачем он его создал и зачем этому создателю призывать на сотворенные им кибернетические просторы игроков. Деньги. Нормальные, обыкновенные деньги – вот аналог той амброзии, которой питались боги.

Игровой мир зарабатывает деньги различными способами: прямой абонентской платой, взимаемой с игроков, рекламой, функционированием платных сервисов… Общее свойство всех способов заработка на онлайном игровом проекте одно – их (заработков) объем напрямую зависит от величины играющей аудитории. Таким образом, перед создателями игры стоит задача привлечения и удержания максимального количества пользователей-игроков как можно более долгое время. Правила игры и ее суть – лишь инструмент.

Зачем игроки приходят в виртуальные миры? В основном, конечно, развлекаться. Для каждого человека слово «развлекаться» означает разное, ну так и онлайновых игр сейчас – превеликое множество.

Однако мы не будем излишне категоричны, если скажем что у всех ныне существующих игр есть одно общее свойство – соревновательность. Обеспечение ее является, второй (после сбора денег) задачей разработчиков. Соревновательности не абы какой, а основанной на равных возможностях для различных типов игроков.

Дары богов

Надо сказать, заботы бога виртуального мира не так-то уж и просты. Это только на бумаге хорошо выглядит: «равные возможности для всех». А в реальности (виртуальности)?

Давайте представим идеальную онлайновую игру с таким балансом, который ставит всех участников в абсолютно равные условия и дает равные права.  Плюс к этому, в нашем выдуманном мире существуют абсолютно послушные игроки, которые до последней запятой выполняют все предписания. Хороша ли будет такая игра? Нет, не хороша. Будучи великолепно отлаженным и полностью предсказуемым механизмом, она позволит любому геймеру точно прогнозировать свои действия, действия конкурентов, а также – скорость игрового прогресса. Свой и их. А если ты можешь точно предсказать развитие игры – зачем вообще играть?

Таким образом, разработчики в равной степени не заинтересованы ни в хаосе, ни в абсолютном порядке внутри своей игры. Как бороться с хаосом – понятно.

А с порядком?

Для этого существуют «встряски». Резкие изменения баланса по воле разработчиков (аналог – «Великий потоп» из Ветхого Завета). Разнообразные приятные и неприятные неожиданности, направленные точечно на отдельных игроков или группы: конкурсы, неожиданные подарки, нежданные потери.

Как мы помним, точно так же поступали и боги с Олимпа. Чем, скажите, конкурс на сайте игры с наградой победителю отличается от призыва богов к потенциальным Героям, типа аргонавтов? Ведь как и боги, разработчики одаривают лучшего не через перераспределение ресурсов игры, а создавая новые игровые ценности из ничего.

Люди как боги

Именно эта мнимая легкость с одариванием и создает еще одну проблему, которую вынуждены решать разработчики. Назовем ее «Равный богу».

Как известно из все тех же мифов и священных книг, люди постоянно мечтали стать равными богам. Они строили Вавилонские башни, они делали крылья из воска и перьев, они воровали у богов огонь и разносили его по Земле (Прометей, впрочем, был титаном, а не человеком – но на суть его поступка это не влияет)… окончание историй с бросанием вызова, в принципе, единообразно и оно… мало чем отлично от историй игроков, пожелавших либо как-то обмануть разработчиков, либо хоть в какой-то степени стать равными им.

Собственно, практически любая сетевая игра дает как минимум две возможности для игрока резко выделиться среди равных себе. Первая возможность – это использование незамеченных разработчиками проблем с балансом (так называемые «дыры»). Вторая – прямое вторжение в код игры (взлом).

Конечно, мир игры – мир чудесный. И когда авантюрно настроенный игрок думает, что разработчики, по сути, такие же люди как он, а все, что есть в игре – ни что иное как комбинации нулей и единичек, руки сами тянутся к клавиатуре. Немножко прибавить денег на свой счет, капельку подправить экипировку, добавив в нее особо волшебный меч, заставить работать предприятие втрое эффективнее задуманного балансом… ни от кого же не убудет. Это же – просто нули и единички, а человеку так хочется стать для богов не «одним из многих», а тем единственным, кто посмел…

Использование «дыр» игрового баланса имеет много вариаций: это связано с жанром игры, с правилами виртуального мира, с особенностями программной части. В любом случае, в основе лежит наблюдение, анализ странных закономерностей и, наконец, идея использования этих странностей для собственной выгоды и славы. По большому счету, разработчики привыкли смотреть на такого рода «героев» довольно миролюбиво. Во-первых, ценя их природную смекалку, а во-вторых, отдавая им должное за труд в выискивании проблем баланса. Как и персонажи мифов, которым удалось каким-то невероятным образом обмануть и обыграть богов, они, конечно, лишаются незаконно нажитой добычи, лазейка, найденная ими закрывается, но – в качестве премии боги обычно оставляют им моральное удовлетворение самим фактом: «я обманул бога».

А вот кары к «взломщикам» никогда не бывают такими мягкими. Ибо они, эти «герои», по-настоящему представляют угрозу миру игры. Мало того, что они вносят в него заведомый дисбаланс и хаос, мало того, что они узурпируют исключительные права разработчиков на преобразование этого мира, они, фактически, развращают и самих «демиургов», наталкивая их на мысль…

Боги – тоже люди

Практически во всех мировых религиозных системах пересечение мира людей и мира богов считается нежелательным. Это приносит несчастья одним, это сильно раздражает других. Перенося реалии мифов на виртуальные миры, мы видим еще более ужасающую картину…

Итак, представим, что некий разработчик, воодушевленный безнаказанностью (пусть и относительной) взломщиков, тоже решил немного побыть в роли «простого игрока». То есть, не совсем простого – ведь его «божественные» возможности и привилегии позволяют ему поиграть с несколько большим комфортом. Да, конечно, это – всего лишь игра. Но представьте, как оно происходило бы в нашем мире, если б один из богов спустился на землю с… Олимпа, Валгаллы, Эдема – называйте как хотите – и начал бы жить «почти» по-человечески.

Если б он стал воином, то его армии практически не было бы нужды вступать в бой. Если бы он менеджером среднего звена, то вскоре его офис стянул бы на себя все информационные и финансовые потоки, если бы он был купцом…

Представьте себе бога в обличии купца. У него бесконечное количество товара, бесконечное количество наличности, он заранее знает изменение конъюнктуры рынка на ближайшие… несколько веков. Собственно, он не просто «знает» конъюнктуру – он ее создает, он ей управляет. Купить миллион тонн обрезков колбасы и сделать так, чтобы завтра эти обрезки признали главным мировым деликатесом? Нет проблем.

Невероятно? Да – именно что невероятно: ибо ни один мифологический бог никогда не захочет как человек добывать то, что и так может создать одним взмахом руки. Это ему просто не нужно.

К сожалению, в играх все немного не так.

Да, как и богам, разработчикам вряд ли интересно отыгрывать роль обычного персонажа, в любой момент имея возможность достичь чего угодно. Но это – верно лишь для старой-доброй многопользовательской игры.

Новые игры отличаются от нее одним, но существенным нюансом: в их виртуальный мир пришли реальные деньги.

Те самые деньги, амброзия, ради которой и работают, не покладая рук, боги-разработчики. Деньги, превращающие забавную метаморфозу бога в игрока во вполне осмысленную экономическую операцию.

Ведь если простой игрок, долго странствуя по миру игры, воюя и умирая, нашел чудо-меч, а потом – продал его другому игроку за 500 реальных долларов, кто запретит богу-разработчику просто создать такой же меч своему персонажу и тоже продать кому-нибудь за… 300 долларов? Кто запретит?

У бога нет ответа?

Как уже было сказано вначале, виртуальные игровые миры – это миры, где существование бога (богов) не вызывает сомнений. Тем не менее, эти боги – боги лишь в игре. В остальном же они точно такие же люди, что и сотни, тысячи игроков, которые приходят в придуманный ими мир на самых общих правах.

У идеальных богов из мифов и священных книг не было никакого профессионального кодекса чести. Он им был не нужен из-за их всесилия и из-за того, что само существование богов никак не было доказано научно.

Нужен ли кодекс чести разработчикам? Полезен ли он для игровой индустрии? Важен ли он для нарождающейся виртуальной экономики и простых игроков? Ответ на этот вопрос столь же очевиден, сколь и нецелесообразен. Однако без него дальнейшее существование «игровых» богов с каждым днем будет все менее очевидным.

(Всего прочитано 72 раз, из них 1 посещений сегодня)
0