В последнее время со страниц нашего издания практически не сходит информация о вновь появившихся и динамично развивающихся отечественных системах мобильных платежей. Между тем, из поля нашего зрения как-то невольно выпадают платежные системы и сервисы, достаточно давно работающие в том же сегменте рынка. Таковой, к примеру, является Система Мобильных Расчетов (СМР) — о ней наш сегодняшний рассказ. На вопросы Редакции MoneyNews отвечает Генеральный менеджер ООО «Алтер-И» (компании, владеющей СМР) Самуил Лейбович Горелик.

Самуил Лейбович Горелик. Генеральный менеджер ООО "Алтер-И"MoneyNews (MN): Когда появилась Система Мобильных расчетов и что она собой представляет сегодня?

Самуил Горелик (С.Г.): Система Мобильных Расчетов (СМР) была запущена в опытную эксплуатацию в 2004 году как «телефонный канал» для управления кошельком системы «Яндекс.Деньги». Главной особенностью СМР является тот факт, что, при управлении по телефону, кошелек перестает быть анонимным. Это свойство системы, точнее техническая реализация имеют патентную защиту. До этого, с 2002 года, система использовалась при проведении викторин, рекламных акций с использованием мобильного телефона. Например, викторина для товаров с акцизными марками, спортивная викторина, анкетирование клиентов торговых фирм. Это делается и сейчас по заказам фирм и организаций. С сентября 2007 года Система выводит на рынок новый брэнд «Money-Money».


MN: Новости от СМР в последнее время проходят информационных сводках достаточно редко. Вы не рассылаете пресс-релизы, вашей рекламы в Интернете тоже практически не видно. Это некий маркетинговый ход перед каким-то действительно глобальным в жизни СМР событием? Либо в чем причина такого относительного информационного молчания?

С.Г.: Мы готовим рекламную кампанию с выводом нового брэнда, которая стартует 1 ноября. Рекламной кампании предшествовала большая подготовительная работа, связанная с подключением ряда новых услуг. Мы первые на рынке, кто начал позиционировать себя не только в качестве  платежной системы, но как электронный супермаркет с широким спектром услуг. Например, мы начинаем продажу подарочных сертификатов, билетов на железнодорожный и воздушный транспорт, кинобилетов, абонементов на различные услуги, предоставляем справочную и рекламную информацию и т.п. Все услуги реализуются через сети терминалов,  центров с кассирами, страницу с индивидуальным доступом в Интернете, мобильные телефоны.

В отличие от других систем мы поддерживаем прямую связь с нашими клиентами, посылаем им необходимую  информацию, отвечаем на запросы. Мы позиционируем нашу терминальную сеть, как сеть интеллектуальных терминалов, которые обеспечивают не только платежные услуги, но и  индивидуально «общаются» с клиентами (в процессе  работы с терминалами и в другое время через Интернет и мобильную связь).


MN: И все-таки, о каком грядущем событии идет речь?

С.Г.: Мы подготовили и распространяем в ближайшие дни новый пресс-релиз, который я вашему изданию предоставляю первому:

«Компании Альтер-И (группа «Ланк») и «иДилер» (группа PayCash) заявили о начале процесса объединения активов и клиентской базы под единой торговой маркой «Money-Money».  Компании тесно сотрудничают по технологиям и обслуживанию клиентов начиная с 2001 года.

Объединенная компания становится крупнейшим региональным оператором по приему платежей на Северо-Западе. Кроме того, компания имеет точки приема платежей и терминальные сети в Москве, Самаре, Астрахани, Актюбинске, Алтайском крае, Перми, Валдае, Дагестане, Великом Новгороде и др. По оценкам сотрудников, объединение  компаний займет около полугода.

Основной упор компания будет делать на высокотехнологические точки приема платежей с широким спектром информационных и рекламных услуг, интегрированных с электронной торговлей.»

 

MN: Хотелось бы познакомиться со статистикой работы СМР, если это, конечно, не коммерческая тайна. Интересует количество подключенных к вашей системе пользователей, а также показатели текущих объемов проходящих через СМР транзакций и платежей.

С.Г.: База данных постоянных клиентов (то есть пользующихся системой более трех раз в течение двух месяцев) составляет около 500 тысяч на сегодняшний день. Всего же, по состоянию на конец октября 2007 г, в СМР насчитывалось более 640 тыс. клиентов. Ежедневно услугами системы пользуются более 10 тыс. человек, при этом около 2 тыс. человек делают это впервые.

Что касается платежных операций, то ежедневное их количество приближается к 12 тыс. (при среднем количестве клиентов в день около 10 тыс. человек).

Средний платеж составляет 180 рублей. Доля крупных платежей (более 500 руб.) растет на 10-12% в месяц, а общий их ежедневный объем приближается к 2 млн. рублей. Из них примерно 55% — это платежи за услуги мобильных операторов, на долю остальных 45% приходится оплата услуг местных получателей платежей (домовых сетей кабельного ТВ, коммунальных услуг, услуг интернет-провайдеров, торговых услуг и т.п.).

Стоит также отметить, что указанные показатели более чем в 2 раза возрастут в результате объединения «Альтер-И» и «иДилер».


MN: Курьезно, но факт. Наши журналисты столкнулись с проблемой при регистрации счета в Системе Мобильных Расчетов. На сайте СМР написано, что для открытия счета в системе достаточно с мобильного телефона отправить SMS с текстом BA (латиницей) на номер +7 911 711 3333. Любопытно, но в ответ приходит смс’ка следующего содержания: «Schet ne ispol’zuetsia. Tel: +79624718266, schet CMP.»

Проверено неоднократно, с различных номеров, зарегистрированных у различных операторов связи. Выходит, что открытие счета с мобильного телефона у вас не работает?

С.Г.: Полученный Вами ответ означает, что счет СМР для телефона +79624718266 есть (он обозначается номером телефона, у него нет какого-либо другого номера ), но он  не используется — то есть по этому счету не было ни одной транзакции: ни зачисления денег, ни платежей.

Наверное, Вас сбивает эта фраза, что счет не используется. Может быть ее не следует посылать в случае запроса ВА. Вообще говоря, на запрос ВА пользователю должно приходить сообщение с указанием текущей суммы на счету. Я думаю, мы изменим текст и будем в случае регистрации нового счета отправлять информацию о его нулевом балансе.


MN: А как насчет пополнения счета в СМР из электронных платежных систем? Как утверждается на вашем сайте, доступно пополнение, в частности, из WebMoney и «Яндекс.Денег», но нигде нет информации о том, что для этого нужно сделать.

С.Г.: На данный момент заключены договоры на пополнение кошельков СМР – счетов (кошельков) из  платежных систем: ООО «ПС Яндекс.Деньги», ООО «Гарантийное Бюро» — платежная сиcтема WebMoney, ООО «Руспэй» и ООО «Монета.РУ».

Идет работа над технической реализацией всех перечисленных опций. Срок подключения — в пределах 1 месяца. Также готовится пополнение с банковских кредитных и дебетных карт. В настоящее время можно пополнить СМР-счет через терминалы системы «Money-Money», а также переводами с банковского счета (это особенно актуально для иногородних клиентов).


MN: До февраля «Система Мобильных Расчетов» достаточно плотно взаимодействовала с «Яндекс.Деньгами». У вас был общий с этой платежной системой процессинговый центр,  к тому же очень удобно было пополнять счета СМР с «Яндекс-кошельков». Сегодня ничего этого нет. Фактически, «Яндекс.Деньги» раз и навсегда разграничили услуги СМР и услуги «Яндекс.Денег». Поскольку инициатором такого разграничения явились именно «Яндекс.Деньги», то, резонно предположить, что СМР получала гораздо больше преимуществ от сотрудничества с этой платежной системой. Так много ли в действительности потеряла СМР после отмежевания от «Яндекс.Денег»? И вообще как Вы можете прокомментировать всю эту ситуацию?

С.Г.: Ситуация очень проста. Во-первых, у СМР всегда был собственный процессинговый центр, созданный по оригинальной технологии, которая  обеспечивает, на мой взгляд, гораздо больше возможностей, чем процессинг «Яндекс.Деньги». Мы позиционировали себя как средство для управления электронным кошельком через мобильный телефон и использовали карту «Яндекс.Деньги» только как одно из средств для пополнения нашего кошелька. Это было удобно, когда платежные  терминальные сети были не очень развиты.

Теперь, когда мы имеем собственную сеть, а также взаимодействуем с другими сетями по приему платежей в СМР кошелек (WebМoney, Монета.ру, «КиберПлат», в том числе переводом денег из кошелька «Яндекс.Деньги») необходимость в столь дорогом инструменте как карта «Яндекс.Деньги» отпала. Также нам было выгодно использовать некоторые шлюзы «Яндекс.Деньги». Теперь мы имеем собственные шлюзы и десятки оригинальных получателей платежей по всей стране. Но, конечно, «Яндекс.Деньги» сильно поддержали нас на первоначальном этапе, и мы очень благодарны В.Достову, С.Волкову и другим специалистам, которые приняли нас в свою команду.

Во вторых, группа «Яндекс-деньги», созданная на платформе PayCash, разделилась на две независимые структуры: первая — для работы в интернет–пространстве («Яндекс. Деньги»), вторая —  для работы с клиентами по приему стандартных платежей («иДилер»). Что касается системы «Яндекс.Деньги», то взаимодействие с СМР на уровне пополнения «Яндекс- кошелька» через сеть СМР – терминалов и наоборот  сохранилось полностью, за исключением прямого пополнения СМР-счета с карты Яндекса. А относительно отношений с «иДилер» — информация об этом содержится в пресс-релизе, текст которого я озвучил в начале нашей беседы.


MN: Как технически реализуется подключение интернет-магазинов к СМР? Сколько это стоит и в чем преимущества приема платежей через СМР перед другими платежными системами?

С.Г.: Существует две стандартные схемы подключения: в режиме реального времени и в режиме обмена реестрами. В случае, если особенности работы информационной системы магазина не позволяют применять стандартные способы подключения, мы работаем с таким получателем платежа индивидуально, разрабатывая нетиповой способ подключения (по отдельному договору).

Каждый магазин имеет в системе собственный уникальный счет, на который поступают данные обо всех принятых в его пользу платежах. Каждый платеж имеет уникальный идентификатор, явным образом привязывающим его к конкретной сделке. После включения магазина в нашу систему, мы устанавливаем в терминал его платежную форму и включаем услугу.

О преимуществах говорить всегда приятно. Основным отличием нашей системы является то, что она позволяет пользователю не только заплатить за стандартные услуги, но и предоставляет ряд коммерческих услуг, о которых я уже упоминал в начале нашей беседы. Другое отличие – мы обеспечиваем выполнение платежной операции даже, если плательщик не совсем правильно указал свои данные. Это обеспечивается тем, что мы имеем некоторую избыточность в данных, получаемых от клиента, и можем идентифицировать его по номеру мобильного телефона. Третье. В большинстве случаев нашему клиенту не надо вводить на терминале многочисленные и сложные данные о параметрах и реквизитах получателя платежа. Эти данные при первом обращении к СМР запоминаются и привязываются к номеру мобильного телефона. После этого, клиенту достаточно только идентифицировать себя по номеру телефона и указать код и сумму платежа.

Далее. Мы даем «сдачу», что особенно важно при торговых операциях, оплате коммунальных услуг и т.п., когда клиент не может сам устанавливать сумму платежа. Это осуществляется зачислением остатков на специальный расчетный счет (СМР-кошелек), который открывается автоматически и может управляться с мобильного телефона, Интернета, любого СМР-терминала. Наконец, каждый наш клиент может получать различные бонусы и подарки. Это приятно и полезно для него одновременно. И еще. Мы готовимся запустить специальный проект, в котором наши клиенты смогут не только тратить деньги через СМР, но и зарабатывать их. Это следующий шаг, который начнет работать с февраля 2008 г.


MN: Планируете ли расширять присутствие СМР в российских регионах? Если да, то каким образом это будет происходить?

С.Г.: На сегодняшний день (после объединения с «иДилер») СМР уже присутствует в Москве, Самаре, Астрахани, Актюбинске, Алтайском крае, Перми, Валдае, Дагестане, Великом Новгороде и др. Готовимся увеличить свое присутствие в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве. Вообще, с учетом вышесказанного, о возможности пополнения из других систем, мы уже работаем по всей территории России, но пока это не полностью раскручено.  

Планы раскрутки включают продажу прав на использование нашей системы для открытия региональных электронных супермаркетов (подарочные сертификаты, билеты на транспорт, другие товары и услуги). Мы открыты для переговоров как с местными провайдерами, так и с владельцами небольших терминальных сетей.

MN: Спасибо!

(Всего прочитано 89 раз, из них 1 посещений сегодня)
0