По мотивам платежной секции на конференции «Электронная торговля – 2007»

В этом году платежные системы оказались самыми заметными участниками конференции «Электронная торговля», прошедшей 11-12 октября в Москве. Электронные деньги смотрели на потенциальных клиентов с больших банеров в зале, подкарауливали их на стендах и в коридорах. Этому способствовало и то, что два игрока платежного рынка – WebMoney Transfer и ROBOXchange – выступили привилегированными спонсорами мероприятия. В итоге основная интрига развернулась вокруг противопоставления традиционных ЭПС и интеграторов, позволяющих забыть о пестроте рынка интернет-платежей.

Эта статья ограничена лишь впечатлениями от первого, «теоретического» дня конференции, который был богат цифрами и общими словами. На их фоне удалось разглядеть некоторые любопытные тенденции.

Электронные платежи всерьез воспринимает «Фонд общественное мнение». В традиционные офлайновые опросники «по поводу Интернета» были добавлены вопросы, касающиеся российских ЭПС. Эти данные были дополнены результатами фокус-группы из 12 человек, которая была организована в «Живом Журнале». Электронным деньгам, как выяснилось, доверяет лишь 28% пользователей Рунета. Рассчитываться за покупки в Сети большинство предпочитает пластиковой картой (40%), затем идут собственно ЭПС – «Яндекс.Деньги» (22%) и WebMoney (16%). Такая последовательность кажется неожиданной: за много лет все привыкли к лидерству WebMoney, поэтому «ФОМ» сразу же начали подозревать в ошибке. С солидным отставанием от лидеров продолжают дрейфовать «Деньги@Mail.Ru»  (8%), которую уже настиг «Мобильный кошелек». Наверное, именно эту платежную систему следует признать «открытием года»: совсем недавно о ней слышали лишь единицы, а сейчас – уже 100 тысяч регистраций и особая популярность в регионах.

Онлайновая фокус-группа позволила выявить обозначить основные ожидания пользователей. Им импонирует анонимность платежей – возможность не светить свои паспортные данные (и не платить налоги), а также оперативность электронных денег и отсутствие географических ограничений. Народ по-прежнему беспокоят слишком высокие комиссии, ограниченный перечень товаров и услуг для оплаты, техническая и юридическая незащищенность клиентов. Более того, многим пользователям хотелось бы использовать электронную валюту в реале. Кто-то из участников конференции сообщил представительнице «ФОМа» — Ольге Фейгиной, что такая возможность уже существует. Видимо, большинство пользователей не слышало о таких магазинах, либо их количество ничтожно мало.

Качественное исследование электронных денег позволило сделать и некоторые психологические выводы. Так, интернет-деньги для пользователей уже «потеряны»: однажды они уже конвертировали в содержимое виртуального кошелка некоторое количество реальной наличности, поэтому расставаться с «несуществующими» дензнаками гораздо проще. Юзеры охотно тратят электронные деньги, расплачиваясь за столь же виртуальные, с их точки зрения, товары и услуги (игровые персонажи, pin-коды, услуги связи и т.п.). Беда лишь в том, что речь идет о микроплатежах: покупатели стараются рисковать в основном небольшими суммами.

Специальная секция, посвященная платежным системам, напоминала игру в кошки-мышки, которую ROBOXchange затеял с платежными системами. Олег Покровский, директор по развитию ROBOXchange, отметил рост оборотов платежных систем. В этом году его сервис даже не заметил традиционного летнего спада. Между тем, сами ЭПС в последнее время все больше становятся похожи друг на друга, уникальные черты растворяются в образе серийного, типового решения. В отличие от «ФОМа», он уверен, что WebMoney Transfer по-прежнему лидирует с большим отрывом. «Яндекс.Деньги» тоже хорошо растут, используя «родительский потенциал». У каждого из существующих игроков российского рынка ЭПС свои плюсы и минусы. «Деньги@Mail.Ru», существующие в подвешенном состоянии не первый год, Олег Покровский назвал «черной дырой»: несмотря на ресурсы портала из «большой тройки» впечатляющего роста, увы, не наблюдается.

Кстати, сам ROBOXchange многим знаком как обменник. Судя по всему, в дальнейшем он превратится в единую точку по сбору интернет-платежей – во всех электронных валютах, и не только. На конференции было объявлено о соглашении с ChronoPay, согласно которому с января будущего года ROBOXchange сможет принимать платежи по банковским картам. Мораль доклада была проста: зачем интернет-магазинам возня с различными платежными платформами, бухгалтерскими документами и кошельками, когда можно переложить все заботы на плечи одного-единственного сервиса.

Евгения Беленькая рассказала о нескольких продуктах WebMoney Transfer, которые появились в течение прошлого года. В их числе оказались процессинговый сервис, мобильное приложение Keeper Mobile 2.0 и новая валюта WMG, обеспеченная золотом. Елена Лозовенко, коммерческий директор «Яндекс.Денег», поведала о маркетинговой поддержке магазинов, рискнувших подключиться у этой платежной системе.

Вопросы участники конференции задавали достаточно традиционные. Например, продавцы все еще ищут самую надежную ЭПС, а также ждут появления PayPal в России. Представители платежного сектора заверили, что доля безналичных платежей продолжит расти, в зависимости от сектора, основным драйвером роста для платежных систем останутся микроплатежи.

Если говорить о «сухом остатке» от перегруженных маркетингом докладов, стоит отметить наметившееся противостояние: ЭПС – интегрированные решения. Если на КИБе платежным системам приходилось отбиваться от банков, то теперь в лагере ЭПС появился хитрый «союзник», занимающийся интеграцией безликих систем в единую платежную платформу. Действительно, различия между ЭПС нивелируются, при этом конкурентная борьба лишь обостряется. Не случайно «ФОМ» поставил под сомнение лидерство WebMoney Transfer — схватка за интернет-продавца и пользователя приобретает особый накал. Ясно одно: следить за развитием событий будет интересно.

(Всего прочитано 15 раз, из них 1 посещений сегодня)
0