Так сложилось, что мы уже рассказали про рынок неголосовых (VAS) услуг, упомянули несколько интересных сервисов и описали регистрацию и установку на сайте одного из наиболее ярких из них – sms.копилки, плюс проанализировали существующий рынок sms-«платежей» с юридической точки зрения. И при этом, вынужден признать, по русской традиции опустили очень интересный момент – пользовательское соглашение sms.копилки.

На самом деле, тут я допустил непростительный промах: пользовательское соглашение в подобных сервисах – крайне важный фактор, определяющий порядок взаимодействия с сервисом, который, в конечном счете, призван приносить вам деньги. Этот документ должен быть интересен как обычным пользователям, так и аналитикам. В данном случае мы имеем дело с документом с отполированными за время существования положениями и формулировками, позволяющими как обеспечивать пользователям сервиса комфортную работу, так и предотвращать мошенничества (впрочем, тема мошенничества или «фрода» — тема отдельного разговора, и скоро я к ней вернусь) и не выходить за размытые рамки российского законодательства.

Как я уже рассказывал в предыдущей колонке, формально sms-платежи в России находятся вне закона, и компании вынуждены быть очень осторожными при разработке новых сервисов и формулировании пользовательских соглашений. Тем не менее, как подчеркивает директор компании Movable Руслан Малашин, «sms.копилка работает в полном соответствии с законодательством Российской Федерации».

По своей сути sms.копилка – сервис по голосованию и передаче текстовых сообщений владельцам сайтов. Впрочем, вскоре после запуска Копилки многие с огромным скепсисом смотрели на вопросы законности этого сервиса и на его будущее, более того предрекали его скорое закрытие. Впрочем, времени прошло уже много, а количество пользователей измеряется десятками тысяч, более того появился еще один родственный сервис – sms.замок.
 
Впрочем, я вновь ушел от темы. Давайте наконец посмотрим на само соглашение. Когда в первый раз читаешь этот текст, то ощущаешь какое-то смутное беспокойство. Документ просто изобилует формулировками «пользователь соглашается», «исполнитель имеет право» и «исполнитель не гарантирует». Впрочем, это именно тот случай, когда текст стоит внимательно прочесть второй раз, одновременно вспоминая о специфике деятельности и множестве пользователей в системе.

Вопросы, которые рассматриваются в данном соглашении, можно условно разделить на 4 группы: проверка пользователей и связанный с этим вопрос о защите от мошенничеств, взаимоотношения с законом самой компании и пользователей сервиса, вопросы взаимоотношений с операторами сотовой связи и, наконец, вопросы, связанные с порядком вывода денег из системы. Чтобы подробно разобрать каждый из этих вопросов мне потребовалось бы написать как минимум еще одно пользовательское соглашение, но все же попробую коротко остановится на некоторых интересных моментах.

Итак, еще раз немного о позиционировании сервиса: sms.копилка создана как один из каналов обратной связи с пользователями и финансирования проектов как онлайновых, так и офлайновых. Финансирование проектов, даже если это и не будет основным его источником – вопрос серьезный, и, как я уже писал раньше, это объясняет многие факторы. Скажем, пункт соглашения 5.2, требующий предоставить правдивую информацию о пользователе, включая паспортные данные. Этим же вызвана и забота о нескомпромитированности паролей. На самом деле, заботой о безопасности пронизан весь документ. То же самое можно сказать и о строгом следовании букве закона, и стремлении соблюдать их в будущем (см. пункты 8.1.1, 11.6 и т.д.).

Напомню, что sms.копилка является интерфейсом-посредником, позволяющим унифицировано работать с широким списком операторов мобильной связи и платежными системами. В то же время естественно, что компания не может контролировать работу операторов и гарантировать ее непрерывность и качество, о чем и говориться в пункте 6.3.

В целом же в техническом плане sms.копилка – типичный качественный интернет-сервис, не лишенный недостатков, подвергающийся атакам, но успешно с ними справляющийся и постоянно развивающийся.

Система рассчитана на получение и отображение на сайте клиентов sms-сообщений в режиме реального времени. Вполне понятно, что в таком режиме невозможно ручная модерация всех сообщений, а действительно эффективных систем автоматической фильтрации на данный момент, к сожалению, пока не существует. Этим объясняются и пункты соглашения, которые дистанцируют копилку от сообщений, передаваемых при ее помощи.

На самом деле, недоверие ко всем и всему – в крови у русского человека. Это, к сожалению, понятно и легко объяснимо. Понимаю, что у многих чтение пользовательских соглашений может вызвать множество вопросов (хм… рекомендую для полноты ощущений прочесть пользовательское соглашение Windows), но лично мне в данном документе в любом случае греет душу строчка «В случае прекращения предоставления услуги sms.копилка Пользователю со стороны Исполнитель будут произведены все причитающиеся выплаты».

(Всего прочитано 9 раз, из них 1 посещений сегодня)
0