Платные SMS на первый взгляд кажутся практически идеальным методом дистанционного совершения платежей: практически любой пользователь оценит простоту и доступность этого платежного канала, а для продавцов крайне привлекателен уровень проникновения, который просто несравненно превосходит альтернативные платежные системы. На сегодня услугами мобильной связи пользуются практически 100% россиян, в то же время уровень проникновения кредитных карт составляет всего лишь порядка 15%, при этом большинство кредитных карт выдано в рамках зарплатных проектов и не используется по прямому назначению.

Эффективность данного канала подтверждает опыт многих отечественных контентных проектов – скажем, Мамба получает ежемесячно порядка 3 млн платных SMS, и для нее это является основным каналом получения прибыли. Это справедливо и для достаточно небольших проектов, использующих дополнительные сервисы, а не работающих с операторами напрямую.

В то же время, на сегодня сумма отчислений оператору от стоимости каждого платного SMS-сообщения составляет от 40 до 60 процентов. Подобные комиссионные делают рентабельным получение таким образом лишь оплаты за товары и услуги с близкой к нулю стоимостью тиражирования – рингтоны, картинки, опросы, голосования и т.д. Чем же вызваны эти проценты, практически отсекающие весь «реальный» сектор экономики?

При ближайшем рассмотрении вопроса выясняется, что с юридической точки зрения SMS-платежи на территории Российской Федерации находятся вне закона. Т.е. все, что вы видите каждый день, формально платежами не является.

Подобная ситуация вызвана действием пятой статьи закона о «О банках и банковской деятельности». В этой статье запрещается «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов» для любых компаний, не обладающих банковской лицензией. Единственным исключением из данного пункта являются почтовые переводы. Правда, без наличия лицензии на банковскую деятельность, согласно статье 13-прим все того же закона, можно осуществлять оплату услуг электросвязи, жилых помещений и коммунальных услуг. Впрочем, все это в любом случае не легализует SMS-платежи. Парламентарии и сами осознают несовершенство данного закона, но в данный момент дополнительных регламентирующих актов просто не существует. На сегодня ни один оператор мобильной связи в России не обладает банковской лицензией, так что официально деньги абонента, находящиеся на его счету, имеют целевой характер и не могут передаваться третьей стороне, что делает SMS-платежи формально незаконными.

Тем не менее, нашелся способ обойти и этот закон. «Обходной маневр» выглядит следующим образом: официально пользователь оплачивает не услугу, а контент, услугу же он формально получает как подарок, прилагающийся к мелодии или, скажем, картинке. Таким образом, с точки зрения закона, деньги со счета пользователя были сняты за оказание услуг связи, а дополнительные услуги (логины-пароли, электронную валюту, места в рейтинге и т.д.) он получил совершенно бесплатно. Одним из побочных результатов такой неочевидной схемы является и сумма отчисления операторам.

Итак, российские мобильные операторы на данный момент не имеют банковских лицензий, которые необходимы, чтобы организовать прозрачный и понятный рынок. Но во многом вопрос стоит следующим образом: они не имеют лицензий, потому что не могут, или потому что не хотят иметь? Если анализировать сложившуюся ситуацию, наличие подобной лицензии облегчает перечисление денег со счета 3-им компаниям. И совсем не факт, что операторы мобильной связи в этом заинтересованы. Сейчас деньги, попадающие на счет пользователя, могут расходоваться только на оплату услуг, связанных с сотовой связью, и, как следствие, оператор получает 100% платежей за голосовые услуги и порядка 50% за VAS-услуги, т.е. неголосовые сервисы. Появление конкурентной среды с возможностью свободного перевода денег со счета и на счет может привести к снижению суммы комиссии до 10-15%.

По мнению многих участников рынка, все к этому идет, но идет уже более 3 лет. Ситуация осложняется тем, что у участников рынка практически нет средств воздействия на операторов – весь рынок зависим от них, а сами операторы, по всей видимости, не уверены, что введение нового режима перечисления и возможное увеличение оборотов позволят им увеличить свои заработки. Другой вопрос, очевидно, что как только подобную возможность предоставит один из операторов, то немедленно аналогичные шаги будут вынуждены предпринять и конкуренты.

Итак, на сегодня размер отчислений, вызванных имеющейся юридической ситуацией, делает практически невозможным оплату за многие услуги и товары, и пока не предвидится сколь-нибудь резкого изменения этой ситуации. Впрочем, как сказал Руслан Малашин, директор компании Movable, «хуже того, что сейчас есть, мы точно ничего не получим».

(Всего прочитано 11 раз, из них 1 посещений сегодня)
0