Специально для «Банкир.ру»

Задумав поменять электронную наличность, каждый здравомыслящий пользователь постарается сделать это с максимальной выгодой для себя. Обменников электронных валют в Рунете не так уж мало, курсы постоянно меняются, да и следить за происходящим на этом специфическом рынке большинству юзеров просто недосуг.

Из этой простой потребности и выросла идея автоматических листингов, которые предоставили бы информацию о самых выгодных курсах. Эти сервисы стали, по сути, надстройкой над бизнесом интернет-менял, и многие поначалу ее попросту не замечали. Однако постепенно «каталоги обменников» стали генерировать все более солидный поток клиентов, и закрывать глаза на него стало невыгодно.

Почувствовав собственную силу, листинги и сами начали вести себя увереннее. Доходы в виде партнерской комиссии от совершенных обменов показались некоторым слишком скромным гонораром, кое-кто начал взимать дополнительную плату за вход. В итоге обменники и листинги оказались взаимозависимыми участниками одного рынка, где от понимания объективности мониторинга напрямую зависят доходы интернет-менял.

Добрый совет за чужие денежки

Сегодняшний рынок сервисов, занимающихся мониторингом обменных курсов электронных валют, находится в стадии формирования. Представители обменников отмечают значительный рост числа таких «метасервисов», при этом большинство новичков на деле оказываются «клонами» уже существующих, популярных листингов. Причем зачастую заимствуются не только принципы, но и программная «начинка». Ядро же образовано небольшим числом лидирующих проектов, среди которых x-change.ru , bestchange.ru, obmenniki.com .

По утверждению Николая Суворова (ONLINECHANGE), листингам удается собирать до 30-40% всех доходов в сегменте обмена электронных валют. «Сейчас комиссии не сказать чтобы высокие, но на фоне недавних проблем с e-gold листинги способны были зарабатывать, как обменникии 1,5 -2 года назад», — считает он. До 2007 года этот сектор развивался довольно вяло: проекты по «честному» отслеживанию курсов зачастую создавались самими «обменниками», либо приносили малую отдачу. В этом году ситуация поменялась, на рынке появились игроки, готовые вкладывать в развитие листингов значительные средства, а вместе с ними на свет появились и многочисленные «клоны».

«Я бы даже не называл это сегментом рынка, так как все мониторы занимаются одним  и тем же — предоставляют одинаковую информацию для конечного пользователя (курс обмена и резервы) и надобность в десятках одинаковых сайтов-клонов нет», — прокомментировал Игорь Просвиркин, представляющий сервис SuperChange.ru.

Сама идея листинга действительно предельно проста. Сервис отслеживает актуальные курсы по различным валютным парам и ранжирует участников, исходя из этих данных. Как правило, информация представлена в максимально упрощенной форме: пользователь может увидеть, сколько единиц одной валюты он отдает и сколько получает при обмене. Дополнительно система выдает информацию о резервах обменников. Число участников таких «мониторов» обычно составляет 2-3 десятка. Так, на сайте Obmenniki.com к моменту написания статьи было зарегистрировано 24 обменника, а на Bestchange.ru – 36, 4 из них не работают.

Курсы валют отслеживаются в автоматическом режиме, вмешательство человека сводится к минимуму. Соответственно, затраты на листинг сводятся к суммам, потраченным на создание, хостинг и раскрутку сайта, плюс оплата труда администратора.

Платить или не платить – вот в чем вопрос?

Листинги могут существовать лишь за счет обменников, которые они отслеживают. Основной моделью получения доходов является комиссия с каждого клиента, который сделал свой выбор с помощью такого онлайнового «советчика». При ближайшем рассмотрении, она оказывается далеко не единственной. Многие сервисы берут плату за доступ в «круг избранных», либо за рекламные услуги – выделение обменника в рейтинге цветом, шрифтом, специальными значками и т.п.

В частности, выделением премиум-участников грешит самый раскрученный из листингов – Obmenniki.com/Cursov.net. Его создатели утверждают, что вышли на рынок с достаточно большим рекламным бюджетом и стали лидером в этом сегменте, ежедневно отдавая обменникам 1500-2000 клиентов. Этот же сервис прославился сомнительными «рекламными услугами», которые с честным мониторингом имеют мало общего. Так, обменники, готовые доплачивать «за объективность», выделяются в общем списке жирным шрифтом, получают дополнительный кредит доверия. Те же, кому такой подход кажется странным, оказываются на «плохом счету» — потенциальным клиентам внушается мысль о ненадежности и нестабильной работе провинившегося сервиса. То есть листинг, по сути, берет на себя смелость «казнить» и «миловать» обменные сервисы, которые его же и финансируют.

Между тем, владельцы «мониторов» хорошо понимают, что доверие пользователей для них – очень важная штука, и обвинения в необъективности угрожают их доходам. Именно поэтому листинги стараются повестить на видное место свой «кодекс чести», где в явном виде сформулированы правила приема – объем резервов, значение BL WebMoney и т.д. Кое-кто даже пытается выступать в роли гаранта надежности для клиента, планирующего совершить обмен. Представители Obmenniki.com утверждают, что ведут статистику по кликам и объемам обменов, а также время от времени совершают тестовые обмены. В интервью «Банкир.ру» Петр Васильев, представляющий этот листинг, сообщил, что сомнительное «выделение жирным», возможно, будет  устранено.

Насколько честным должен быть листинг? Допустимо ли, подобно бумажным справочникам, продавать места в рейтинге, визуально выделять заплативших в списке, да и вообще получать от обменников дополнительный доход, кроме комиссии?

«Всякие выделения отдельных строчек в листингах, платное участие в рейтинге, смещение позиций, размещение в верхней строчке «вне листинга» для получения дополнительной прибыли это нарушение объективности такого монитора и, в конечном счете, снижение доверия пользователей, — высказал свое мнение Игорь Просвиркин (SuperChange.ru). — Обычно на сайте-мониторе вывешены требования к обменнику для принятия в листинг (сроки работы, BL, резервы и т.д.) Если сайт им удовлетворяет, то  зачем нужно платить «вступительный взнос» или «абонплату», которые требуют некоторые мониторинги со своих клиентов?»

Другие участники рынка относятся к таким «поборам» менее категорично. Егор Ливитин, руководитель сервиса Exchange.net.ua , считает, что плата за участие в листинге допустима, однако платное изменение позиций  является неприемлемым.

«Листинги скоро так раздуются обменниками, что существовать за «партнерку» им станет невыгодно, и они будут брать за все. Обменным сервисам выставить прибыльный курс будет нереально, так как огромное количество мелких обменников будет его постоянно уменьшать», — сообщил «Банкир.ру» представитель N-change.net , пожелавший остаться неизвестным.

По мнению Николая Суворова (ONLINECHANGE), основным критерием для подобных сервисов должна оставаться прозрачность – любому пользователю должно быть понятно, как и на каких основаниях строится рейтинг. «Все остальное — скрытый обман пользователя, так как суть подобного рейтинга понимает только специалист, то есть владелец обменника», — добавил он.

Вредная конструкция либо верный клиентогенератор?

Казалось бы, неучастие в листингах лишает обменные сервисы части прибыли, поэтому противиться своему попаданию в рейтинг обменники не должны. Другой точки зрения на этот вопрос придерживается Олег Покровский, представляющий Roboxchange.com . Недавно этот обменник разорвал отношения со всеми листингами и сделал это по принципиальным соображениям.

«Я считаю подобные листинги крайне вредной конструкцией для рынка, которая побуждает обменники к демпингу за их же деньги», — заявил Олег Покровский. Он уверен, что участники рейтингов платят дважды – один раз, снижая цены для того, чтобы попасть в верхние строчки, и второй – выплачивая комиссионные самому листингу. «Можно понять, если бы такой рейтинг написали клиенты, тайком пропарсив курсы ведущих обменников. Ведь цель клиентов — купить подешевле. Но то, что обменники сами туда с большой радостью идут — это абсурд, их цель обратна — зарабатывать больше и продавать дороже! Люди сами, своими руками, загоняют себя и других участников рынка в зону нулевой рентабельности», — рассказал он в интервью «Банкир.ру». Дополнительным обстоятельством стало и то, что пара WebMoney-E-gold, по которой осуществляется львиная доля переходов с рейтингов, для Roboxchange.com не интересна.

Николай Суворов отметил, что до этого участию в листингах не сопротивлялся ни один обменник. «Целевая аудитория никогда и никому не мешала, и конечно отказываться от нее было бы неправильно. Многие обменники даже перестали вкладывать в развитие, ставя свою работу только на основе листингов — делая все только для того чтобы занять верхнюю позицию в таблице», — прокомментировал он.

Вопрос объективности «мониторов» продолжает оставаться чрезвычайно актуальным для развития рынка в целом. Непрозрачные листинги со странной схемой распределения позиций начали покидать крупные «обменники». С упомянутым Obmenniki.com уже разорвали отношения ONLINECHANGE, SuperChange, Exchange.net.ua, отказался от участия в рейтинге и Roboxchange.

Большинство опрошенных представителей обменных сервисов уверены, что листинги продолжат развиваться. От них ожидают более подробной статистики по курсам, обменникам и оборотам валют. Полезной оказалась бы объективная информация об ошибках при обменах, недоступности обменников и платежных систем. Многим интернет-менялам хотелось бы, чтобы рейтинги могли учитывать особенности их проектов, например, зависимость курсов от суммы обмена. При этом не стоит забывать, что будущее листингов напрямую зависит от их способности сохранить объективность и прозрачность, как в отношениях с клиентами, так и во взаимодействии с обменниками.

(Всего прочитано 15 раз, из них 1 посещений сегодня)
0