Предлагаем вашему вниманию заключительную часть статьи, раскрывающей концепцию Федерального закона о деятельности ЭПС. Представленные вашему вниманию материалы нашли отражение в работе, созданной в рамках исполнения гранта МЭРТ РФ (исполнитель – ООО «ФТ Телеком») рабочей группы. 

V. Структура договорных связей.

1. Необходимо законодательно закрепить правовую квалификацию основных отношений между субъектами в открытых ЭПС.

А). Отношения потребитель – эмитент как отношения займа (если речь идет о приобретении платежных карт, то эти отношения носят смешанный характер: займа и купли продажи).

Данные отношения возникают с момента введения денежных средств в ЭПС потребителем.

Соответственно вывод средств из ЭПС является с юридической точки зрения возвратом займа эмитентом ЭПС участнику ЭПС (как самому потребителю, так и организации, оказывающей услуги, оплата которых произошла с использованием виртуальных денежных единиц). Причем объективно этот возврат должен производится в любой момент по требованию участника ЭПС, т. е. в данном случае возврат займа определяется моментом востребования. В связи с этим необходимо установление нормативного срока исполнения этих обязательств, поскольку закон устанавливает для займов, возврат которых определен моментом востребования, тридцатидневный срок для их возврата (п.1 ст.810 Гражданского кодекса РФ), что в данном случае является неприемлемым.

Б). Отношения участник системы – агент как отношения, связанные с подключением (доступом) к системе, а в случае установки пользователю компьютерной программы – с пользованием этой программой. 

В). Отношения потребителя и организации, реализующей товары (услуги), связанные с обращением виртуальных денежных единиц, как отношения уступки прав требования к эмитенту.

Г). Отношения эмитента и агента (оператора) как отношения поручения.

В данном случае возникает вопрос о том, как должны быть подтверждены полномочия оператора ЭПС в отношениях с потребителем, в частности, для того, чтобы исключить возможности мошенничества, т. е. принятие денег от потребителей, не являясь представителем кредитной организации. Наиболее простой вариант решения этой проблемы – это обязать операторов указывать на терминалах и вывешивать в пунктах обслуживания потребителей: наименование коммерческой организации – эмитента, номер договора с ней и телефон этой коммерческой организации. Это даст возможность любому потребителю проверить у эмитента, работает ли она с таким оператором. Если нет – ответственность перед потребителем эмитент нести не будет.

Примечание: конструкция гарантий (если эмитентом является кредитная организация)  и конструкция договора поручения являются взаимоисключающими. Если использовать их одновременно, то получается, что кредитная организация гарантирует исполнение своих же обязательств.

2. Следует также закрепить положения о том, что к указанным отношениям применяются правила гражданского законодательства о соответствующих видах обязательств. Это позволит определять существенные условия и основное содержание таких договорных отношений. В законе об ЭПС могут быть установлены лишь некоторые особенности.
Можно заложить в Закон об ЭПС возможность утверждения Правительством РФ Типового договора между эмитентом ЭПС и потребителем.

3. В части порядка заключения договоров для отношений эмитентов и агентов (операторов) действует обычный порядок заключения договоров (поручения или агентских), предусмотренный гражданским законодательством.

Особенности необходимо установить для договоров с участием потребителей и участников ЭПС, поскольку объективно они могут заключаться только в
определенном порядке.

1). Отношения потребитель – эмитент и участник системы – агент.

Специфическим моментом в данном случае является то, что подтверждением доказательства заключения договора займа является наличие у потребителя документа в электронной форме, удостоверяющего передачу им заимодавцу определенной денежной суммы (см. п.2 ст.808 Гражданского кодекса РФ). Заимодавцем в данном случае является эмитент.

Указанные выше отношения оформляются путем заключения смешанного договора двумя способами:

1) если эмитент предлагает заключить договор через агента путем выражения публичной оферты, то клиент выражает свое волеизъявление (являющееся акцептом) путем совершения действий, направленных на получение услуг ЭПС;

2) если публичной оферты заключить договор нет, то клиент выражает оферту как желание воспользоваться услугами ЭПС, а действия агента ЭПС, направленные на предоставление услуг (установление программы) будут являться акцептом. 

2). Отношения потребителя и организации, реализующей товары (услуги).

В данном случае уступка права требования осуществляется путем передачи третьему лицу долгового документа в электронной форме.

Необходимо обратить внимание, что в указанных выше случаях при заключении договоров действует конструкция договоров присоединения (п.1 ст.428 Гражданского кодекса РФ), т. е. участники могут принять условия договора только в целом.

В связи с деятельностью открытых ЭПС возникают отношения по регистрации участников ЭПС, авторизации, процессинга и т. д. В настоящее время данные функции могут выполнять как эмитент или агент, так и сторонние организации. При передаче этих функций сторонним организациям к возникающим при этом отношениям применяются правила о возмездном оказании услуг (гл.39 Гражданского кодекса РФ).

VI. Техническое обеспечение деятельности ЭПС.

1. Необходимо законодательно закрепить формы осуществления процессинга. Здесь возможно два варианта.

Первый — процессинг может осуществляться процессинговым центром, созданным самим эмитентом,

Второй — передаваться на основании договора уже существующему процессинговому центру, созданному сторонней организации.

Как вариант в законе об ЭПС может быть закреплено создание единого процессингового центра, что позволит упростить процедуру получения информации о платежах уполномоченными государственными органами, а также даст возможность осуществлять оперативный контроль за движением средств в ЭПС.

2. В целях защиты передаваемой информации следует законодательно закрепить обязанность использования сертифицированных средств защиты и производить электронную регистрацию операций.

3. Предусмотреть обязательную идентификацию клиента в целях установления подлинности совершаемых операций.

При переводах наличных денег физическими лицами — при оплате услуг связи — по номеру телефона, а в остальных случаях — путем введения определенных персональных данных.

При использовании платежных карт – по номеру карты и (или) по паролю.

В ЭПС, где используются виртуальные денежные единицы – через обязательную кодовую идентификацию.

Для узкого перечня операций, превышающих определенный размер, возможно установление обязательного использования электронно-цифровой подписи. Также вместо кодовой возможно предусмотреть использование биофизической идентификации, но при условии установления для нее в нормативном порядке технических стандартов.

4. Подтверждение платежа потребителем в целях защиты его прав.

При платежах через терминал документом, подтверждающим платеж, является кассовый чек, в остальных случаях необходимо обязать операторов предоставлять клиенту или суду по их требованию выписку из реестра платежей. Причем в отношении обоих видов документов в Законе об ЭПС необходимо установить перечень их обязательных реквизитов.

VII. Государственный контроль (надзор).

1. В данном случае вряд ли целесообразно создавать специальный контрольный орган. Деятельность ЭПС необходимо поместить в действующую систему контроля.

Специальный контроль за эмитентами и операторами ЭПС, а также лицензирование или сертификацию их деятельности можно возложить на Министерство экономического развития и торговли РФ либо на Федеральную службу по финансовым рынкам.

В части полноты и своевременности уплаты налоговых платежей и применения ККТ контроль будут осуществлять налоговые органы, за защитой прав потребителей — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за производством средств защиты информации – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, за перечислением средств в бюджет и внебюджетные фонды – органы федерального казначейства и т. д.

Отдельно требуется осмысление вопроса о получении информации об операциях, совершаемых в рамках ЭПС, налоговыми органами.

На сегодняшний день он сводится к подтверждению проводимых операций в целях определения налогооблагаемой базы самих операторов ЭПС. Получение налоговыми и другими государственными органами информации об операциях клиентов через операторов и эмитентов ЭПС производиться не может, поскольку такие правомочия этих органов привязаны к банковским счетам и вкладам. Поэтому подобная информация может получаться только через кредитные организации, которые осуществляют ввод средств в ЭПС и вывод средств из нее. 

Введение единого процессингового центра потребует установления специальных правил получения в нем информации по аналогии с действующим порядком получения сведений, составляющих банковскую тайну. Однако это должен быть отдельный порядок, поскольку положения о банковской тайне на процессинговый центр, который не является кредитной организацией, автоматически распространяться не будет.

Примечание: отнесение информации к коммерческой тайне не является основанием для отказа в ее предоставлении государственным органам, если эта информация касается тех вопросов, которые они контролируют.

2. В части отчетности можно предоставить государственному органу, уполномоченному осуществлять контроль в этой сфере, право вводить специальные формы отчетности перед ним для эмитентов – кредитных организаций.

3. В данной сфере в настоящее время могут применяться меры уголовно-правовой охраны в виде применения ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ, в частности, за нарушение авторских прав на компьютерные программы (ст.146), за кражу средств (ст.158), мошенничество (ст.160), изготовление и сбыт поддельных платежных документов (ст.187), за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272).

VIII. Соотношение с другими федеральными законами.

1. ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Необходимо распространить этот Закон на эмитентов ЭПС, не являющихся кредитными организациями, и на агентов (операторов) ЭПС, использующих виртуальные денежные средства.

Их обязанности сведутся к тому, что при наличии признаков определенных данным законом они обязаны будут фиксировать лиц, проводящих операции и предоставлять соответствующую информацию в Росфинмониторинг.

В настоящее время он распространяется только на кредитные организации и на организации, не являющиеся кредитными, но осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за жилое помещение, за коммунальные услуги, за услуги связи.

2. ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 
Дополнить данный Закон положением, касающимся осуществления электронного налогового контроля в ЭПС.

3. Налоговый кодекс РФ.

Ввести специальный режим налогообложения для операторов ЭПС, а также особый порядок предоставления налоговой отчетности.

По всем операциям – только в электронном виде, а на бумажных носителях – только по установленной форме, содержащей обобщенные данные.

4. ФЗ «О бухгалтерском учете».

Установить для ЭПС возможность использования первичных документов в электронной форме.

5. Уголовный кодекс РФ.

Представляется необходимым ввести отдельную специальную статью в Уголовный кодекс РФ, касающуюся ЭПС и устанавливающую ответственность за неправомерный доступ в ЭПС и «хищение» виртуальных денежных единиц.

6. Закон РФ «О защите прав потребителей».

Внесения в данный Закон изменений не требуется. По этим вопросам достаточно нескольких специальных положений о защите прав потребителей в части отношений с международными ЭПС и подтверждения проведения операций в самом Законе об ЭПС.

Примечание: установление каких-либо специальных положений по поводу рассмотрения споров между субъектами ЭПС не требуется. Любой спор может быть передан на рассмотрение государственных судов. Также любые лица могут создать третейский суд как постоянно действующий, так и для рассмотрения конкретного спора.

(Всего прочитано 27 раз, из них 1 посещений сегодня)
0