В последние год-два в интернет-СМИ все чаще появляется информация о таком модном ныне направлении, как мобильные платежи. Да, да, именно «направлении», поскольку при ближайшем рассмотрении мы можем легко убедиться, что в действительности рынка мобильных платежей в нашей стране пока не существует. Все еще только-только начинается. О том, как этот процесс проиходит сегодня и с какими проблемами на пути становления рынка мобильных платежей приходится сталкиваться его игрокам в интервью MoneyNews рассказали представители платежной системы «Мобильный Кошелек». Наши сегодняшние собеседники — Директор по маркетингу ООО «Мобильный кошелек» Николай Ионкин (на фото) и Директор по развитию этой же компании — Дмитрий Пальчиков.


Николай Ионкин. Директор по маркетингу ООО "Мобильный кошелек"MoneyNews: Николай Как Вы можете охарактеризовать сегодняшнее положение вещей с мобильными платежами в России?

Николай Ионкин: Рынок находится в стадии зарождения. На рынке начинают действовать игроки из различных сфер: банки, электронные платежные системы, операторы связи. При этом в настоящее время мобильные платежные системы, продвигаемые различными игроками рынка, не сильно отличаются друг от друга как по распространенности, так и по функциональности и интерфейсу.

Наиболее развитыми являются системы, работающие на b2b рынке приема платежей. Например, мобильные клиенты компаний ОСМП и e-port. Из розничных систем можно выделить нашу систему и мобильный клиент GSM Keeper от WebMoney. Большинство компаний, анонсировавших мобильные платежи, так и не вывели их на рынок, ограничившись тестированием своих продуктов.


MoneyNews: Очевидно, что как таковой рынок мобильных платежей в нашей стране еще не сформировался, однако можно ли попытаться уже сегодня оценить его объемы?

Николай Ионкин: Полностью оценить рынок невозможно. Можно попытаться оценить только некоторые его сегменты. Если не учитывать premium sms (своеобразные квази-мобильные платежи) и платежи, осуществленные с помощью мобильного банкинга (банки не открывают статистику отдельно по данному виду платежей).

Что касается мобильных платежей электронных платежных систем b2b и b2c, то прогноз (по обороту) в секторе b2c на 2007 год — порядка $20-25 млн. Что касается рынка b2b, то здесь какие-то прогнозы строить пока весьма проблематично.


MoneyNews: Кого Вы можете выделить в качестве ведущих игроков в сфере мобильных платежей в России (отдельно для сектора банковских и небанковских мобильных платежей)?

Николай Ионкин: Из т.н. «банковских» систем — это, прежде всего, сервисы таких банков, как «Альфа-Банк», «Сбербанк» и МБРР, а также «независимые» от конкретных банков системы SIM MP, VISA. Небанковские игроки в секторе b2b — это ОСМП и e-port; в секторе b2c можно выделить такие продукты, как «Мобильный Кошелек», GSM Keeper от WebMoney, и «Мобильный Кошелек Билайн».


MoneyNews: Можно ли (и как скоро) ожидать появления в России мобильных NFC-платежей? Есть ли будущее у этого направления в нашей стране? И кто мог бы у нас потенциально занять эту нишу?

Николай Ионкин: В настоящий момент нельзя говорить о повсеместном внедрении NFC платежей даже в большинстве развитых стран мира, а в России об их появлении говорить пока что тем более рано.

Технология весьма перспективная, т.к. по сути дела телефон становиться полноценной заменой пластиковой смарт-карты. Одна из основных причин этого — до сих пор не существует единой схемы распределения прибыли между всеми участниками подобных систем.


MoneyNews: Дмитрий, а какие вообще из ныне существующих направлений мобильных платежей можно считать наиболее перспективными? И будут ли в будущем здесь как-то смещаться акценты?

Дмитрий Пальчиков: Сейчас наиболее перспективен рынок удаленных платежей: с одной стороны, люди уже привыкли оплачивать эти услуги с помощью различных систем электронных платежей. С другой стороны, достаточно часто появляется возможность оплатить, например, телефон «здесь и сейчас».

Кроме того, абсолютное большинство продаваемых сейчас телефонов имеют поддержку необходимых стандартов (GRPS, JAVA), а воспользоваться ими в большинстве случаев может клиент любого оператора связи.

В общем и целом, пока услуга не настолько распространена, чтобы это можно было как-то измерить.


MoneyNews: В результате недавней инициативы ряда депутатов одного из профильных комитетов Госдумы в нашей стране может появиться вполне четкое законодательное регулирование сферы мобильных платежей. Насколько эта инициатива своевременна? Вероятно, имело смысл начать с регулирования сферы электронных денег, а не браться сразу за мобильные платежи?

Дмитрий Пальчиков: Абсолютно согласен. Гораздо более актуально создать прозрачные правила регулирования всей сферы электронных расчетов — ведь мобильный телефон это всего лишь один (хотя и наиболее удобный) из видов интерфейсов.

Скорее всего, у депутатов есть определенные претензий к сервису premium sms, организаторам телефонных викторин и пр. Но к нормальным мобильным платежам это отношения не имеет.


MoneyNews: Вот вы говорите «нормальные» мобильные платежи. Не секрет, что, упоминая словосочетание «мобильные платежи», сегодня каждый вкладывает в это понятие какой-то свой смысл. Некоторые резонно рассматривают мобильные платежи неотрывно от банковских систем, не считая все прочее мобильными платежами в принципе. Ваше определение «мобильных платежей»?

Николай Ионкин: Дело в том, что каких-либо стандартов здесь не существует. Скажу просто. Мобильные платежи — это платежный сервис, который позволяет пользователям управлять своими средствами на счете с помощью мобильного  телефона. Определение простое и, вместе с тем емкое. Чем сложнее будет это определение, тем больше мы имеем в виду сервисов, «формально» не попадающих под него, но при этом работающих, по сути, в той же нише. В действительности здесь основа — это мобильный интерфейс, а кем он используется — банком или не банком, разницы нет.


MoneyNews: Спасибо!

(Всего прочитано 35 раз, из них 1 посещений сегодня)
0