Переход на электронный билетооборот в нашей стране (Украине — Прим.Ред.), похоже, пока затягивается. Несмотря на то, что Международная ассоциация воздушного транспорта (ИATA) изначально поставила перед государствами-членами условие произвести замену бумажных билетов на электронные до конца 2007 года, в украинских реалиях полноценный e-ticketing пока еще невозможен. В ближайшее время на уровне Госавиаадминистрации, Госфинуслуг, а также при участии страховщиков и авиаперевозчиков будет создана совместная комиссия, призванная утрясти все болезненные вопросы, связанные с преобразованием.

«Мировым сообществом под эгидой ИКАО(Международная организация гражданской авиации. — «СЕЙЧАС») и ИАТА было принято решение о том, чтобы электронные билеты ввели в работу на всех международных рейсах уже с 1 января 2008 года, — сообщили газете «СЕЙЧАС» в Государственной администрации авиационного транспорта. Однако, по словам представителя ведомства, учитывая сложность процедуры перехода, в том числе необходимость увязки систем бронирования авиакомпаний, процесс скорее всего будет пролонгирован минимум на полгода.

Напомним, что электронный билетооборот предусматривает определенные изменения во взаимоотношениях между агентами по продаже авиабилетов и самими авиакомпаниями. Так, при продаже билета агент должен автоматически создать, помимо брони, саму форму авиабилета. Это позволяет в дальнейшем непосредственно при оформлении билета использовать его системный код, по которому авиабилет проходит в системе бронирования уже как проданный с одновременным составлением отчета для авиакомпании. «Электронный билет виртуален и будет все время находиться в системе бронирования. Весь его жизненный цикл сохраняется – с момента самого бронирования и до прибытия пассажира в точку назначения, а потом еще происходит архивация этого билета», — рассказали в пресс-службе Госавиаадминистрации.

То есть все данные о бронировании, внесенные в систему (сервер авиакомпании) – описание маршрута, сведения о пассажире, оплата перелета, обмен, возврат и пр., — можно найти без каких-либо бумажных документов (полетных купонов). Достаточно запомнить свой собственный маршрут и сообщить свои личные данные при регистрации на рейс. Хотя подтверждение приобретения авиабилета может быть оформлено в виде бланка с основными сведениями о пассажире и его рейсе, которые были внесены в систему еще на стадии бронирования.

Именно так выглядит e-ticketing в понимании международного сообщества. Однако все очевидные преимущества электронных билетов можно ощутить только при условии надлежащего законодательного регулирования этого вопроса. Напомним, что Законом «Об электронных документах и электронном документообороте» установлены особые условия оборота и хранения е-документов, которые в том числе могли бы применяться и к электронным билетам.

В то же время подзаконные нормативно-правовые акты не предусматривают возможности полного отсутствия «на руках» билетов. В соответствии с Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа, электронные билеты представляют собой е-документы, включающие «распечатку маршрута, электронные купоны и, в случае использования, документ для посадки». Иными словами, такие билеты называются электронными только потому, что их бронирование осуществляется через Интернет.

Есть и еще один момент, связанный с переходом на е-билетооборот, который требует внесения соответствующих законодательных изменений. Согласно Закону «О страховании», обязательным является авиационное страхование гражданской авиации. В частности, данный вид страхования включает страхование ответственности воздушного перевозчика за вред, нанесенный пассажирам, багажу, почте, грузу. Причем Правила проведения этого страхования предусматривают, что для получения возмещения необходимо предоставить в страховую компанию, помимо всего прочего, также и «корешки авиабилетов и багажных квитанций».

Именно поэтому даже те авиакомпании, которые сегодня уже работают с электронными билетами, используют бланки строгой отчетности для оформления проездных документов, тогда как сами полетные купоны действительно остаются виртуальными (см. также «СЕЙЧАС» «Бланкомания»). Отметим, что в настоящее время, по данным Госавиаадминистрации, е-билеты применяются авиакомпанией Lufthansa, практически всеми европейскими перевозчиками. В США же почти 90% всех перевозок находятся на электронном билетообороте.

Что касается самих страховщиков, то они видят решение этой проблемы во внесении изменений в вышеуказанные Правила. Как подчеркнула в комментарии газете «СЕЙЧАС» специалист отдела андеррайтинга СК «РОСНО Украина» Наталья Богомолова, «страховые компании в данном случае не могут самостоятельно определять процедуру выплаты возмещения. Как только будет принято окончательное решение о внедрении электронного авиационного билета, Кабмин должен внести правки в Правила обязательного страхования ответственности авиаперевозчика. Возможно, Лига страховых организаций тоже контролирует этот вопрос и поторопит правительство с внесением изменений». В целом же, страховой рынок, по словам г-жи Богомоловой, готов к переходу на e-ticketing. «Однако в условиях отсутствия соответствующей законодательной регламентации на рынке может возникнуть неразбериха, что, безусловно, отразится на слаженности работы страховщиков и своевременности выплат по страховке», — отметила эксперт.

(Всего прочитано 26 раз, из них 1 посещений сегодня)
0