Теперь у всех автомобилистов есть возможность оплачивать штрафы, выписанные сотрудниками ГИБДД, через специально созданную сеть платежных терминалов подобно тому, как оплачиваются услуги операторов мобильной связи. Таким же образом можно производить оплату регистрационных действий, оплату выдачи водительских документов и оплату проведения ТО. Платежи осуществляются через платежную систему «Лидер», а все терминалы связаны в единую сеть между собой и с базой данных ГИБДД по административным правонарушениям. Разработчики считают, что благодаря новой технологии собираемость штрафов вырастет до 80-90% с нынешних 8-12%, а бюджет Москвы пополнится новыми средствами.

Идея электронных штрафов большинством признается достаточно продвинутой. «Сегодня контроль за уплатой штрафов нарушителями дорожного движения неэффективный, — отмечает исполнительный вице-президент страховой компании НАСТА Сергей Ефремов. — Многие граждане на собственном опыте убеждались, что выписанный штраф можно не оплачивать и при прохождении очередного ТО об этом никто не спросит. Поэтому, до тех пор пока ГИБДД не введет эффективную систему контроля за своевременной уплатой штрафов и не ужесточит меры за их неуплату, собираемость штрафов будет низкая, а следовательно рост аварийности будет продолжаться. Тот факт, что МВД повышает сервис по уплате налогов и штрафов вызывает только одобрение».

Тем не менее, пока остаются большие сомнения в эффективности работы новой платежной системы. Прежде всего, налицо мизерный масштаб программы. По сути, терминалы, призванные сделать механизм оплаты штрафов доступным и удобным, ничем не лучше тех же отделений «Сбербанка» и прочих контор. Чтобы добраться до терминала, нужно выбрать специальный день и отправиться в долгое и мучительное времяпрепровождение в пробке. На сегодняшний день в многомиллионной Москве всего 12 таких устройств, что можно считать каплей в море.

Опрошенные AutoNews.ru штрафники наотрез отказались выдвинуться и опробовать работу гаишных терминалов в действии, аргументируя это нехваткой времени. «Пока это действительно неудобно, — комментирует лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — Но, возможно, это просто пилотная акция ГИБДД. На самом деле, это очень перспективное направление, и у нас могут развиваться web-технологии и оплата штрафов по sms, как это происходит в Европе. Но для этого должно пройти огромное количество времени, потому что пока ГИБДД и МВД РФ – это достаточно дремучие организации в плане информационных технологий».

Впрочем, В. Лысаков не исключает, что после вступления в силу нового закона о штрафах, люди все же будут внимательнее относиться к долгам. Согласно новому закону, размеры всех штрафов вырастут в от 2 до 10 раз, но за некоторые нарушения наказание все равно осталось низким: так, минимальный штраф вырос с 50 всего до 100 рублей. Ответственность за неуплату же по-новому в законе никак не прописана, поэтому каких-то особенных мотивов для того чтобы человек добровольно отдал лишние 100-200 рублей не появилось, даже если платеж осуществляется электронным путем.

Таим образом, несмотря на то, что тема штрафов в последнее время активно муссируется, совсем не исключено, что действия ГАИ — это просто очередная фикция и PR. Гаишники регулярно выслушивают упреки и поэтому, конечно, должны отчитываться о проделанной работе. «Я совсем не исключаю, что все это делается для галочки, — считает аналитик «Альфа -Банка» и отдела «Телекоммуникации и Интернет» Виталий Купеев. — Действия ГАИ связаны с безопаностью на дорогах очень опосредованно. Все эти терминалы расположены очень неудобно и в отдаленных районах, а в действительно проходных местах в центре города их нет – непонятно, почему».

Напомним, что это не первая попытка ГИБДД заставить людей платить штрафы. Весной в народ пустили слух, что на постах ДПС помимо инспекторов ГИБДД будут дежурить судебные приставы, наделенные полномочиями арестовывать имущество или проводить его конфискацию в случае, если водитель значится в базе хронических неплательщиков. В пресс-службе УФССП даже не стали скрывать, что главной целью был не столько сбор денег, сколько желание «припугнуть» водителей. Развития этот проект так и не получил, зато шума было много.

Скорее всего, для того, чтобы люди действительно поверили, что ГИБДД озабочена безопасностью на дорогах и заботой о водителе, нужно сделать так, чтобы платежные терминалы появились не только в нескольких местах вдалеке от цивилизации, но и там, где действительно водятся автомобилисты: на заправках, стоянках и других автомобильных местах.

Адреса терминалов, где можно оплатить штрафы ГИБДД:

— ул. Малая Пироговская, д. 18;

– ул. Большая Грузинская, д. 12, стр. 2;

– ул. Буракова, д. 6, стр. 6;

– ул. Гиляровского, д. 62;

– ул. Одесская, д. 8;

– Московская область, Одинцовский р-н, пересечение Можайского шоссе и МКАД, территория торгового комплекса ТВЦ, 2 этаж;

– ул. Новохохловская, д. 11, стр. 2.;

– ул. 2-я Брестская, д. 6;

– ул. Первомайская, д. 93/20;

– ул. Нежинская, д. 7;

– Тихорецкий бульвар, д. 1;

– ул. Кировоградская, д. 15.

(Всего прочитано 10 раз, из них 1 посещений сегодня)
0