© Alexey Soloviev http://solo.design.ruПлатежная секция на КИБе

Так уж сложилось, что секции, посвященные интернет-платежам, не пользуются бешеным успехом во время отраслевых мероприятий. Пока основной ажиотаж разгорается вокруг «веб 2.0», блогов или поисковых машин, платежные секции обычно собирают тех, кто не помчался на «топовые» секции, а почему-то решил послушать про платежи. После довольно вялого обсуждения интернет-денег на РИФе народ не ждал ничего особенного и от круглого стола «Платежи в Интернете», который прошел в рамках конференции «Интернет и Бизнес». И оказался приятно удивлен – обсуждение получилось нестандартным.

Немалую роль в этом сыграли и сами организаторы. Скорее всего, эксперты лениво восседали бы себе в президиуме, а публика — скучала, если бы не подвижные модераторы, носившиеся с микрофонами по залу. Драйверами секции стали Федор Вирин, директор по исследованиям Mail.Ru, и Сергей Петренко, возглавляющий компанию «Яндекс.Украина».

На подиуме можно было увидеть представителей основных платежных систем – Евгению Завалишину («Яндекс.Деньги»), Виктора Турскова (WebMoney) и Наилю Замашкину (MoneyMail). Не забыли и про мобильные платежи – Дмитрий Олеринский (Rambler Mobile) и Максим Чернышов (LovePlanet), для полноты картины пригласили Softkey и Allsoft.ru, которым приходится выступать в роли крупных получателей электронных денег.

Аудитория уже приготовилась вздремнуть под обычные вступительные речи, однако Федор Вирин решительно вывел участников из оцепенения, поделив публику на два лагеря – плательщиков и получателей платежей. Для этого многим пришлось вспомнить свои школьные годы и пересесть с одного ряда на другой. У некоторых самоопределение получилось не с первого раза, и они растерянно заметались между плательщиками и получателями. В итоге получилось два лагеря, у представителей каждого из них имелся свой «зуб» на платежные системы, мобильных операторов и интернет-магазины.

Доступно – значит дорого

Первый удар слушатели решили нанести по SMS-платежам, которые, как известно, отличают грабительские комиссии. Кто-то мечтательно поинтересовался, можно ли сделать так, чтобы совсем не переплачивать? Ему резонно возразили, что аналогичный вопрос ему почему-то не приходит в голову при посещении обычного офлайнового магазина. Труд продавца, дескать, надо оплачивать. Вообще, мобильная оплата без комиссии существует, но это из области экзотики – когда сам сервис компенсирует разницу за свой счет.

Мобильные же операторы чувствуют себя настоящими монополистами, поскольку быстрее и удобнее отправки SMS никто еще ничего не придумал. Да и уровень проникновения мобильной связи не сравнить с аналогичными показателями, характеризующими Интернет. Поборы со стороны операторов обусловлены отчасти и тем, что им приходится имитировать юридически не существующий сегмент платежей.

«Мобильные платежи – это миф», — заверила Евгения Завалишина. Поэтому и «природные» преимущества SMS не мешают электронным платежным системам бороться за пользователя. Виктор Турсков обратил внимание на низкий «потолок» мобильных платежей, составляющий в настоящее время порядка 5 долларов. Опасения вызывает, по его мнению, и система биллинга операторов: так, при оплате игрового контента «фрода» довольно много. Сам он заявил, что ему известно, как минимум, 3 способа проведения фиктивных SMS-платежей. На его взгляд, платежные системы смогут легко «подвинуть» этот сектор.

Им – кредиты, нам – «семечки»

Конкуренция с банковскими услугами для ЭПС оказалась гораздо более серьезной темой. Публика в зале откровенно недоумевала, зачем ей нужны неудобные «кошельки» и аккаунты, когда существует интернет-банкинг и Java-приложения по управлению своим реальным счетом.  Люди из зала, один за другим, пытались доказать простую истину: сегодня банки имеют то же самое, что и ЭПС, поэтому возня с пополнением и выводом средств скоро останется в прошлом. Переубедить сторонников банков не удавалось ни Евгении Завалишиной, ни Виктору Турскову.

Генеральный директор «Яндекс.Денег» пыталась объяснить, что банки сейчас по уши ушли в кредитование, им не до «семечек» — небольших сумм, которые пользователи переводят в оплату услуг связи, доступа в Интернет, игровых преимуществ. Нельзя же, отправляясь в магазин за хлебом, каждый раз заходить в банк! Да и сам факт существования банков не отменил кошельков, в которых люди таскают необходимый минимум «наличности». В ответ оппоненты вспоминали про интернет-банкинг, который по своим возможностям не уступает ЭПС, либо про управление банковским счетом с мобильного телефона. Да и специфические платежи, вроде покупки какого-нибудь «меча-кладенца» в онлайновой игре, можно осуществить через банк.

«Почему я должна переплачивать, заказывая скретч-карту «Яндекс.Денег». Да вы сами мне, как клиенту, должны доплачивать!», — возмущалась девушка, которая в течение всего круглого стола не уставала атаковать платежные системы. Евгении Завалишиной пришлось несколько раз объяснять, что существуют пункты продажи, где можно приобрести карты без комиссии, да и эти цены – инициатива распространителей, а не платежного сервиса: вот, например, жадная «Евросеть» вообще установила 10% наценки.

Вторая волна «банковской атаки» началась, когда заговорили о «кредитках». Представители ЭПС попытались уверить публику, что западные эквайеры постепенно отходят от процессинга банковских карт в Интернете из-за бешеного объема «фрода». Несмотря на это, в Softkey почти четверть покупателей расплачивается кредитными картами. Тут же появился представитель РБК, который рассказал, что оплата домена в RU-CENTER заняла у него 1,5 дня, а с помощью «кредитки» он разом купил себе целую пачку авиабилетов. На помощью «Яндекс.Деньгам» пришел Аркадий Волож, предложивший самой воинственной ревнительнице банковских карт перевести ему прямо сейчас какую-нибудь сумму, в ответ он пообещал вернуть в 2 раза больше. Оказалось, что и «перевод другу» — с одной кредитной карты на другую – тоже работает в целом ряде банков.

Если крыть особенно нечем, так может, стоит вообще убрать банки с глаз долой? Такое предложение прозвучало от Наили Замашкиной, директора по маркетингу MoneyMail. Просто убрать возможность оплаты через тот же Сбербанк с сайта, и пользователь начнет активно осваивать электронную наличность. Эта идея пришлась по душе немногим. Представители «Озона» и RU-CENTER высказались за максимально широкий набор способов оплаты, что отвечает интересам юзера.

Замок без ключей

Проблемы платежных систем, как сообщила Евгения Завалишина, лежат вне Интернета. Это неразвитая инфраструктура доставки документов, особенно, в регионах, сложности в построении сети продажи скретч-карт, да и банки не всегда оказываются вполне вменяемыми. Электронные деньги гораздо активнее используются для оплаты цифровых товаров, в отношении реальных, осязаемых вещей вроде книг, мобильных телефонов и бытовой техники пользователи остаются пока еще более консервативны. Оно и понятно: в случае возврата не ясно — что предъявлять в качестве доказательства факта оплаты – электронный «кошелек», SMS или «выписку» из аккаунта? Это становится тем более серьезной проблемой, если дело доходит до суда.

За интерфейсные недостатки досталось, в основном, WebMoney. Кошельки не умеют работать в Firefox, платежное Java-приложение просто ужасное, а постоянная потеря ключей доводит пользователей до отчаяния. После рассказа одного из юзеров, как он потерял 40 WMZ при переустановке операционной системы и завел новый кошелек, представитель Яндекса предложил Турскову избавить пользователей от этого «бастиона безопасности». Пусть будет просто логин и пароль, а наличностью на своих счетах в системе пользователи готовы рискнуть во имя удобства. В результате руководителю WebMoney Transfer пришлось признать, что скоро, вероятно, все проекты компании перейдут на более простую схему авторизации.

Напоследок прозвучал и традиционный вопрос о прозрачности. Чем обеспечены средства на аккаунтах ЭПС? Безналичными деньгами на счетах в банке, — сообщил Виктор Турсков, однако дополнительных подробностей не последовало. Евгения Завалишина же напомнила, что и хваленые банки тоже не слишком прозрачны. Известны случаи, когда они не возвращали деньги своим вкладчикам, случаи же обмана пользователей платежными системами истории пока что не известны.

(Всего прочитано 10 раз, из них 1 посещений сегодня)
0