Детство мое пришлось на эпоху советского застоя, а потому я рос ребенком патриотичным, правильным октябренком и пионером, а в своих убежениях (как, впрочем, и все мои сверстники) свято верил в то, что советский социалистический строй — лучший в мире, а наш советский народ (и в первую очередь русский народ) самый благородный и честный в мире.

В моей десткой душе моей каждый раз возникал протест, когда я читал что-то плохое о своей стране и своем народе, даже если это плохое относилось к далекому прошлому, к мрачным временам царизма.

Наверное поэтому в мою десткую душу глубоко запал один диалог из романа Алексея Толстого «Петр Первый». Не удержусь, чтобы не процитировать его здесь.

«- Я успел заметить, — Паткуль с усмешкой взглянул на Карловича, слегка свистевшего горлом от полнокровия и тесноты военного кафтана, перепоясанного по тучному животу широким шарфом, — я заметил особенный способ, каким московская чернь наживает несколько копеек себе на водку. Когда что-нибудь купишь у него и требуешь сдачи, он намеренно обсчитывает в свою пользу и просит проверить. Пересчитав, говоришь ему, что счет не верен.

Он божится, будто именно я обсчитался, снова начинает считать сдачу и крестится на церковные главы, что счет верен. Я второй и третий раз пересчитываю, и он спорит и опять считает сам. И так он проделывает раз десять сряду, покуда тебе не надоест и ты не отойдешь, махнув рукой на пропажу.

— Нужно приказывать своему холопу брать такого человека и тащить в земскую избу, там его хорошенько отколотят батогами, — с твердостью сказала Анна Ивановна.»

Ну согласитесь, обидно написано.

Но когда я вырос, детская обида прошла, что я убедился, что Паткуль был глубоко не прав и описанный им метод заработать на водку процветает во всем мире.

Только называется он теперь по другому, мудренными словами «ошибки биллинга».

Первый раз я столкнулся с ним очень давно, еще в прошлом тысячелении, когда решил упорядочить дела со своими зарубежными доменами и перевел их от разных регистраторов к одному, где были наиболее удобные условия. Спустя несколько месяцев мне показалось, что плачу я за эти домены несоколько больше, чем должен.

Я проверил выписки по своей кредитной карте. А там ведь знаете как: указана сумма, продавец и все. За какие конкретно домены уплочено ? не расшифровывается. Но я человек дотошный, подсчитал, сопоставил, выяснил, что списали с меня за 2 домена больше. Должны были списать за 20, списали за 22. Я написал вежливое письмо регистратору с вежливым вопросом — почему?

«Все ОК!» — ответили мне. У вас там в первых числах следующего месяца платеж за 2 домена, вот мы их и учли. ОК Так ОК! Но в следующем месяце с меня должны были списать за 10 доменов (минус два), а списали за 11. Я написал вежливое письмо регистратору с вежливым вопросом — почему?

«Все ОК!» — ответили мне. у вас там в первых числах следующего месяца платеж за 1 домен, вот мы его и учли. «А как же, насчет двух доменов, что вы ранее учли, в прошлом месяце?» — спросил я.

«Все OK!» — ответили мне. Это просто сбой билинга, в следущем месяце все зачтется автоматически. И ведь действительно зачлось, что удивительно. Только вместо 36 баксов, что мне были должны, зачлось только 12. Я написал вежливое письмо регистратору с вежливым вопросом — почему?

«Все OK!» — ответили мне. У вас там в первых числах следующего месяца платеж за 2 домена, вот мы их и учли…

Эта история заставила меня тогда заняться тщательным исследованием вопроса, я поднял все свои безакцептные списания с кредитной карты за два года (от мобильных операторов, от провайдеров, от «тарелочников») и довольно быстро пришел к удивительному выводу, который тогда описал в статье, которая так и называлась ? «Ошибки биллинга». Мой опыт показал тогда, что эти «ошибки» — вещь обыденная и возникают они тем чаще, чем дальше от тебя расположен продавец и чем нерегулярнее твои платежи. Когда с моей карты списывается абоненсткая плата за спутниковую тарелку: одна и та же сумма в одно и то же число месяца — ошибок биллинга не возникает никогда. А вот когда суммы разные и списываются нерегулярно, и ошибку отследить трудно, вот тут то «ошибки биллинга» прут с напором. Причем от моего американского провайдера хостинга они перли независимо от моих писем, а от русского провайдера почему-то мгновенно прекратились после первой же письменной претензии.

«Ошибки биллинга» почему-то случаются в исключительно пользу продавца, но если вы сочтете их мошенничесвом, вы будете глубоко неправы. Потому что если вы укажете продавцу на ошибку, деньги он вам тут же вернет с глубочайшими извинениями.

Ну а если не укажете ? не вернет, конечно. Но, согласитесь, это ж вы сами виноваты, что не проверили и не указали.

«Ошибки биллинга» с равной вероятностью происходят как у разной интернет-шантрапы, так и у серьезных фирм с солидной репутацией. Да вот, чтобы не ходить далеко, ошибки биллига в счетах Мосэнерго за электричество уже давно стали притчей во языцах москвичей. Впрочем, не будем о больном.

Короче говоря, «ошибки биллинга» стали в то время одним из стимулов к тому, что я стал все свои дистанционные платежи делать исключительно через платежные системы — просто потому, что там каждый платеж документирован подробно и «ошибки биллинга» почему-то не возникают.

Безакцептное списание с карты я оставит только для «тарелки» и для одного сотового оператора (называть не стану, это будет рекламой), а кредитной картой в интернете пользуюсь исключительно для разовых платежей.

А так — исключительно через терминал и под личную подпись на чеке или слипе.

И вот господа, после того, как я принял такое решение, жил я после этого, несколько лет пребывая в состоянии блаженной уверености, что навсегда избавился от ошибок биллинга. До тех пор пока банки не ввели новую услугу SMS-уведомления о списаниях.

Замечательная вещь, скажу я вам. Списались у вас с карты денежки и вам тут же бац — SMS на мобильный об этом факте. Так вот, после этого я вновь стал себя чувствовать как-то неуютненько. Поскольку мобильный в моем кармане стал периодически попискивать, и вроде бы, безо всяких к тому причин.

О! Вот опять пискнул! Ну-ка, ну-ка что там? Ага, списание от одного крупного сетевого супермаркета! Ну что ж, я действительно регулярно делаю там покупки и плачу картой! Но ведь сейчас-то я не в супермаркете!

Что у нас там в деталях платежа? Пустячок! 230 рублей! Но почему-то дата двухмесячной давности. Наверное тогда забыли списать, а сейчас спохватились. Хотя нет, по выписке тогда же и списали. Хм, потом еще раз списали, через месяц. Это что же выходит, уже третье списание за одну покупку?

Эх! Жили бы мы сейчас в старое время, господа, и был бы у меня холоп, непременно отослал бы его в этот супермаркет с приказом взять директора и оттащить в земскую избу. Да батогами его! Хорошенько!

Хотя нет, думаю не выгорело бы! В земской избе мне сказали бы, что это не мошенничество, а всего-навсего ошибка биллинга! И деньги мне прямо сейчас с готовностью и извинениями вернут.

Если я, конечно, замечу ошибку.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 12 раз, из них 1 посещений сегодня)
0