Алексей Снегирев, старший специалист УРКС ОАО "Альфа-Банк"Границы наполнения функционалов мобильного и интернет-банков всегда важны как для конечного пользователя, так и для создателей подобных сервисов. «Соперничая» друг с другом за популярность, разработчики делают ставку на определенную группу пользователей, которая, в свою очередь, и диктует направления, в которых должно развиваться наполнение функционала.

Конечно, базис возможностей у МБ и ИБ на первых порах идентичен, но рано или поздно приходиться решать, что именно действительно подходит под каждый из каналов. Интернет-банк в этом плане имеет значительные преимущества перед своим мобильным коллегой — в него можно «запихнуть» все банковские услуги, при условии, если это не идет вразрез с местным законодательством и сами банковские продукты востребованы клиентской частью.

Безусловно, ИБ может представлять собой огромный кратер для банковского контента, то есть всего того, что клиент может получить в офисе. Даже такие вещи как банковские ячейки и те можно заказывать и бронировать онлайн. Главное ценное качество интернет-банкинга — отсутствие «специфических» барьеров. Дабы понять, что собой представляют эти барьеры, надо знать самого пользователя ИБ, а точнее, что ему удобнее делать через подобный функционал и в каких условиях это происходит.

Интернет-банк для обычного пользователя – это услуга сугубо для офиса или дома, причем дом скорее будет более удобен для спокойной работы со своим счетом. Многие возмутятся, что мой ноут всегда со мной, но все же это излишне. Полноценным использованием  ИБ можно назвать только ту ситуацию, когда пользователь всерьез занимается, к примеру, транзакциями по счету хотя бы в средних количествах — открывает дополнительные счета, формирует расходы по кредитам, а не просто оплачивает сотовый, услуги интернет-провайдера или коммерческого ТВ.

Справедливо заметить, что подобные вещи непосредственно зависят от функциональных возможностей сервиса, однако статистика свидетельствует о наличии и других тенденций. Использование ИБ, даже при условии его сильного наполнения, сводиться к проведению все тех же мелких транзакций. Рядовому пользователю услуги и дела нет до возможностей приобретения ПИФов, создания пенсионного счета, проведения брокерских операций и т.д.

Вероятно, наступит время, когда опасения клиентов в связи с удаленным управлением банковским счетом пройдут – только тогда подобные возможности будут востребованы. Но даже в такой ситуации возможности эти будут востребованы только определенным сегментом клиентов.

К сожалению, качественный Интернет сегодня доступен далеко не каждому. И дело тут даже не в ценовой политике, а так сказать, в масштабах распространенности. «Выделенка» дома пока еще в диковинку для большинства жителей даже московского региона.

Очевидно, что работать через Dial Up модем с интернет-банком совсем уж неудобно. То же самое касается работы через интернет-кафе или местные интернет-клубы: сама возможность такого доступа к сервису ИБ вообще не придет в голову адекватному пользователю.

Здесь то и появляется одно из главных ограничений ИБ и тут он значительно пасует перед банкингом мобильным. Проникновение мобильной связи, по сравнению с Интернетом, несоизмеримо выше и тут МБ может разделять и властвовать, не обращая внимания на километры, перспективность проведения кабеля достаточное количество желающих подключиться.

Как уже не раз заявлялось, мобильный телефон сегодня есть практически у каждого. Потенциально МБ может собрать солидную клиентскую базу, которая, в свою очередь, будет платить за сервис, принося доход, чего интернет-банкинг никогда не сможет. Это уже стало своего рода стереотипом, когда говорят о бесплатном ИБ. Тем самым он опять проигрывает МБ.

Коммерческая сторона сервиса немаловажна: пени могут начисляться в виде абонентской платы, либо в виде процента от платежей. Форма здесь не имеет значения, главное — содержание, ведь услуга прибыльна.

Вряд ли когда-нибудь получиться продавать ИБ, как дополнительную услугу. Клиент сразу воспринимает в штыки любую попытку взимания платы за использование сервиса. И ничего уже с этим поделать нельзя. По крайней мере, у нас. В принципе, клиент готов платить за мобильный комфорт — только бы он работал и был всегда под рукой.

Главная черта современного человека – это нехватка времени. Кстати, немалую часть этого времени у нас отнимают, в том числе, и мероприятия, связанные с оплатой мобильника или Интернета, либо выстаиванием безумных очередей, когда мы платим за услуги ЖКХ  и т.п.

А ведь многие из этих услуг можно оплачивать в любое удобное для нас время, вне зависимости от нашего местонахождения, с помощью обычного мобильного телефона. Использование мобильного банкинга может здорово помочь в решении столь повседневнх, но достаточно рутинных проблем.

Он же имеет и объективные ограничения, доводя функциональные возможности до совершенства. Тем не менее, рано или поздно начинаешь задумываться, чем еще можно этот функционал наполнить, что подходит для МБ? Такое осмысление наводит на мысль о том,  что, скорее всего, такое наполнение функционала может прийти к своему насыщению, а вернее — к ограничению наполнения.

Очевидно, что далеко не все возможности интернет-банка можно перенести в мобильный — они там просто будут не востребованы. Вот и остается создавать для двух сервисов «операционные категории», которые одному позволяют создавать широкую функциональность, а другому дают возможность практически безграничного проникновения.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 13 раз, из них 1 посещений сегодня)
0