Специально для «Банкир.ру»

Известие об отзыве лицензии у «ГРАДОБанка» наделало неожиданно много шума на отечественном рынке электронных платежей. Причина в том, что провинившийся банк в сознании пользователей до сих пор ассоциируется с платежной системой WebMoney Transfer. Даже тот факт, что сама ЭПС заблаговременно рассталась с опальным кредитным учреждением, не снимает накала страстей. Некоторые склонны рассматривать действия Центробанка как начало крестового похода государства против платежных систем, первым звеном в котором станет «непрозрачная» WebMoney Transfer. Несмотря на излишнюю эмоциональность пользователей системы, история с «ГРАДОБанком» — хороший повод задуматься о том, насколько обоснованы тревожные предположения.

Коктейль из заявлений Центробанка и буйной фантазии

О своем решении в отношении «ГРАДОБанка» ЦБ официально сообщил 25 января. Тогда же была назначена временная администрация по управлению этим банком в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных учреждений». Этому предшествовала проверка, выявившая неоднократные нарушения администрацией банка ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В декабре прошлого года через кассу банка были выданы наличные физическому лицу на сумму в 4,3 млрд. рублей, а еще по 1 млрд. было переведено на счета банков-нерезидентов. Искать сам банк проверяющие решили лишь в январе 2007 года, когда ни по юридическому, ни по физическому адресу он уже не располагался.

Такова информация, изложенная сухим языком официальных сообщений ЦБ. Участникам рынка электронных платежей «ГРАДОБанк» был известен в качестве расчетного центра  WebMoney по титульным знакам WMR. «Избавиться» от «ГРАДОБанка» платежная система успела задолго до начала скандала. 1 ноября на сайте WebMoney появился официальный пресс-релиз, сообщавший о переводе средств, депонированных для расчетов чеками WMR, в НКО «Сетевая Расчетная Палата». Небанковская кредитная организация, зарегистрированная в Казани, является безрисковой структурой, поскольку не может размещать свои рублевые средства в кредиты, ценные бумаги и т.п. Таким образом, официально все выглядело наилучшим образом: переход в НКО был продиктован стремлением предоставить больше гарантий, что обязательства по WMR будут оплачены.

Скупая информация на сайте ЦБ сразу же породила некоторое брожение в интернет-массах. Действительно ли «ГРАДОБанк» прикрыли за «отмыв» денег? Не стоит ли следующей по списку пресловутая НКО, в которую срочно «мигрировали» WebMoney? Так может быть, главной «добычей» государства должна стать платежная система, в работе которой при желании можно найти недостатки? Домыслы накладывались один на другой, так что вскоре появились слухи о том, что WebMoney Transfer ожидают серьезные проблемы. В форуме платежной системы нашлось несколько паникеров, призывавших срочно избавляться от остатков и рассказывавших о якобы возникающих проблемах с переводом денежных средств.

О причинно-следственных связях

«Честно говоря, я не понимаю, из-за чего возникла такая истерия по этому поводу. «ГРАДОБанк» — это один субъект, WMT — другой. В середине девяностых у меня был счет в «Инкомбанке». Счет я закрыл, а банк вскоре обанкротился. Есть ли тут причинно-следственная связь?», — удивляется Олег Покровский, возглавляющий обменный сервис “ROBOXchange”. В «крестовый поход», образованный неслучайным стечением обстоятельств, не верят и другие участники отечественного рынка электронных платежей. Евгений Филимонов, коммерческий директор «Группы e-port» назвал инцидент с «ГРАДОБанком» «случайной последовательностью абсолютно независимых друг от друга фактов». Евгения Завалишина, генеральный директор «Яндекс.Денег», сообщила, что запрещенные законом действия производились администрацией самого банка, и насколько они связаны с деятельностью одного из клиентов – WebMoney Transfer – она судить не может. Юрий Чайка, представляющий платежную систему Rupay, также не видит в отзыве лицензии начала атаки на WebMoney. По его мнению, если бы акция была направлена против платежной системы, то следовало бы начать с НКО, куда ЭПС начала переходить с лета прошлого года.

Петр Дарахвелидзе,  представляющий WebMoney Transfer, отказался комментировать опасные домыслы пользователей системы, предоставив предположения о проблемах WebMoney «сторонникам теории заговора».

Кризис недоверия

Что будет, если один из лидеров российского рынка ЭПС вдруг «рухнет», подкошенный усилиями государства или еще какими-то причинами? Представители платежных систем настолько решительно отвечали «нет», что было заметно – такого им не хочется допускать даже в мыслях.

«Обрушения не будет», — уверенно заявил Виктор Насочесвкий, представляющий «Рапиду». «Яндекс.Деньги не являются кредитной организацией, не ведут банковских операций и не подлежат надзору со стороны ЦБ. Все операции Яндекс.Денег осуществляются в крупных банках, обладающих хорошей репутацией в банковском сообществе и не допускающих, с нашей точки зрения, нарушений в ведении своей деятельности. Вместе с тем мы внимательно следим за финансовым положением кредитных учреждений, в которых открыты наши счета и активно сотрудничаем с подразделениями финансового мониторинга этих банков», — прокомментировала Евгения Завалишина. В RUpay сомневаются в собственной неуязвимости. «Данные акции всегда могут произойти, так как нет законодательства в этой новой сфере», — считает Юрий Чайка.

Представители ЭПС единодушны в том, что «выпадение» крупного игрока не пойдет на пользу отечественному рынку электронных платежей. «Мы полагаем, что обрушение рынка платежей в Интернете не отвечает интересам многочисленных пользователей платных сервисов, и мы уверены, что наши коллеги из WebMoney и других платежных систем адекватно оценивают правовые риски и проводят активную работу по их минимизации», — прокомментировал Евгений Филимонов («Группа e-port») в интервью MoneyNews. В «Яндекс.Деньгах» считают, что «обрушение» платежной системы могло бы привести к снижению доверия пользователей к электронным платежам в целом. «Это, конечно же, недоверие к платежным системам, так как если самая крупная не смогла удержаться, то и другие могут пострадать. Клиенты будут опасаться использовать платежные системы», — высказал свое мнение Юрий Чайка, администратор системы RUpay.

Как бы ни были преувеличены масштабы проблемы, история с «ГРАДОБанком», очевидно, каким-то образом все же отражается на работе системы. Отдельные клиенты жалуются, что при выводе WMR на банковские счета у них возникали проблемы. В частности, это было связано с «Альфабанком», где карта клиента была заблокирована в связи с переводом денежных средств из неблагонадежной организации. Видимо, по какому-то техническому недосмотру в документах плательщиком по чекам значился «ГРАДОБанк». «Вывод средств на банковские счета и банковские карты происходил и происходит в штатном режиме, в том числе и в названный банк. Это совсем несложно проверить. Сообщение отдельно взятого сотрудника техподдержки банка отдельно взятому клиенту — не повод для реакции в прессе», — считает Петр Дарахвелидзе, представляющий WebMoney Transfer.

(Всего прочитано 30 раз, из них 1 посещений сегодня)
0