Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) достаточно быстро стали одной из наиболее популярных форм частного инвестирования в России. По данным сайта Investfunds.ru, сотрудники которого отслеживают динамику рынка, суммарная стоимость чистых активов отечественных фондов сейчас превышает 380 млрд. рублей (пять лет назад было 7 млн. рублей). Финансовая пресса констатирует бум, а аналитики рисуют радужные прогнозы, предсказывая не менее активный интерес граждан к ПИФам в ближайшие годы.

Рано или поздно управляющие компании (УК), разворачивающие все новые и новые маркетинговые акции, должны обратить внимание на возможность онлайн-управления паями. По сути, возможность проводить весь цикл операций — от оформления заявки на приобретение до погашения через Интернет, дает УК дополнительное конкурентное преимущество. К тому же онлайн-сервис позволяет расширить потенциальную аудиторию компании за счет привлечения клиентов, географически удаленных от офисов продаж.

Одновременно с тем в случае достаточно массового распространения интернет-услуг по ПИФам пайщики получат возможность выбирать УК, исходя исключительно из предлагаемых условий, без региональных ограничений. Однако пока компании зачастую ограничиваются предоставлением информационных сервисов.

Первый опыт

Отечественный проект по онлайн-управлению паями впервые был запущен год назад в компании «Мономах». 17 ноября 2005 года российский биржевой регулятор — Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — зарегистрировала изменения в правилах двух фондов: «Мономах-Перспектива» и «Мономах-Энергия», предусматривающие возможность управления паями через Интернет. Неделю спустя УК объявила о начале работы сервиса «Интернет-ПИФинг» на базе технологической платформы Faktura.ru.

Клиентам предоставляется возможность удаленного доступа к операциям с вышеуказанными ПИФами с помощью ЭЦП. Партнерство с межбанковским процессинговым центром Faktura.ru как раз и обусловлено необходимостью использования уже отлаженной технологии цифровых подписей. Среди используемых защитных средств электронных документов, помимо стандартного набора из систем сетевой безопасности и защиты серверных ОС, можно отметить технологию открытых ключей (Public Key Infrastructure) и ПО «ЦФТ-Электронный документ».

Пользователям предоставляется возможность оформлять анкеты и заявки на приобретение паев, осуществлять их обмен и погашение, а также получать консолидированную информацию о состоянии своих финансовых активов. «Интернет-ПИФинг» позволяет оплачивать паи через систему интернет-банкинга, в том случае если у клиента есть счет в одном из банков-участников Faktura.ru (всего таковых — 196, с перечнем можно ознакомиться на http://faktura.ru/scdp/page?als=47462). Для регистрации в системе пользователю необходимо так называемое соглашение об электронном документообороте, бланк которого можно скачать на сайте компании, заполнить и отослать по e-mail. С момента получения клиентом уведомления от УК договор считается заключенным. Впрочем, можно просто посетить офис УК в Москве или Новосибирске, где и получить ключи ЭЦП.

Для пользователей межбанковской площадки новый сервис «Мономаха» выглядел, как появление еще одной функции, в дополнение к погашению кредитов, денежным переводам, оплате коммунальных услуг и сотовой связи. Поскольку у Faktura.ru на тот момент уже была определенная база постоянных пользователей интернет-банкинга, выбор системы в качестве технического провайдера «Интернет-ПИФинга» должен был помочь УК не только решить проблемы с ЭЦП, но и поспособствовать быстрому набору первых онлайн-клиентов.

Интересно, что при запуске проекта представители «Мономаха» выражали уверенность в том, что прецедент простимулирует конкурентов на аналогичные действия, и опыт работы с тем или иным процессинговым центром будет воспроизведен другими УК. Faktura.ru в описании сервиса изначально позиционировала «Интернет-ПИФинг» в качестве сервиса для удаленного доступа к услугам УК, то есть предусматривала возможность сотрудничества с другими участниками рынка. Одновременно с тем в «Мономахе» допускали возможность работы с иными процессинговыми системами, если от последних поступят соответствующие предложения.

Тяжелая шапка Мономаха

Повального перехода компаний в онлайн так и не случилось, хотя представители Faktura.ru одно время и упоминали, что ведут переговоры с другими участниками рынка ПИФов. УК все больше присматривались к успехам инноватора, ограничиваясь предоставлением пайщикам необходимой справочной информации через Интернет и другими сервисами информационной направленности. Да и сам «Мономах» пока еще не смог вывести «Интернет-ПИФинг» в разряд относительно массовых финансовых онлайн-услуг, и расценивать его правильнее в качестве имиджевого проекта. К апрелю количество подключившихся к услуге пользователей достигло ста человек. Компания преподнесла эту новость в позитивном ключе, указывая на возрастающий интерес со стороны частных инвесторов, успех первой стадии проекта и благоприятные перспективы. Также оптимизм несколько подогревался тем фактом, что «юбилейный» клиент получил сертификат ЭЦП в набережночелнинском филиале Татфондбанка, то есть достаточно далеко от тех регионов, с населением которых УК работает в офлайне. Однако если вдуматься, сотня пользователей за почти полгода работы сервиса — это не так много, если учесть какими темпами все это время росла активность пайщиков и число новоиспеченных инвесторов в целом по рынку.

Справедливости ради стоит отметить, что все это время в «Мономахе» работали над популяризацией «Интернет-ПИФинга». В частности, уже в декабре 2005 года компания сделала сервис доступным для всех своих фондов, параллельно снизив минимальный размер суммы для инвестирования — до 30 тысяч рублей при первоначальном приобретении паев и 5 тысяч рублей — при повторном. То есть «Мономах», как, впрочем, и другие УК, старается сделать ПИФы доступным и привычным финансовым инструментом для самых широких масс, однако представители последних, похоже, пока не готовы в массе своей переносить процесс инвестирования в Сеть.

При этом стоит учесть, что относительно легко привыкают пользоваться новыми финансовыми сервисами в Сети жители столицы и Петербурга, но в этих городах разнообразные «паевые супермаркеты» и так встречаются на каждом шагу (практически в любом торговом центре), да и скудным выбор предложений УК не назовешь. В регионах у потенциальных пайщиков альтернатив действительно меньше, но проникновение Интернета, а значит, и энтузиазм пользователей в отношении подобных онлайн-сервисов, там значительно слабее. К тому же недоверие к финансовым онлайн-инструментам пользователи обычно преодолевают, делая пробную транзакцию на относительно скромную сумму. И далеко не каждый решится на «тестирование», которое обходится в 30 тысяч рублей. К тому же приобретение сертификата ЭЦП — тоже не бесплатная услуга.

Можно вспомнить, как долго в России приживались интернет-банкинг и интернет-трейдинг. При этом онлайн-управление банковским счетом по сей день остается уделом достаточно продвинутых клиентов, а торговля на фондовом рынке — вообще далекая экзотика для среднестатистического жителя страны. Правда, интернетчики довольно активно пользуют свои силы в валютном трейдинге на Forex через многочисленные интернет-конторы, но это, во-первых, особый случай, а во-вторых, такие опыты приводят, большей частью, к удручающим результатам. «Интернет-ПИФинг» и его аналоги действительно удобны и теоретически могут пользоваться таким же спросом, как, скажем, онлайн-банкинг, но только в том случае, если за дело возьмутся и другие УК. А они смотрят на успехи «пионеров». В итоге образуется классический заколдованный круг. Разорвать его сможет, по всей видимости, только ужесточающаяся конкуренция на рынке. По мере проникновения ПИФов среди населения и, соответственно, усиления соперничества между компаниями, онлайн-опыты неизбежно начнут предприниматься в массовом порядке, а в конце концов, возможно появление и «мобильного ПИФинга».

ПИФы для людей и орков

В апреле нынешнего года перенести часть операций в онлайн решился еще один игрок на рынке ПИФов — УК «Финам-Менеджмент», подразделение холдинга «ФИНАМ», известного своей слабостью к интернет-проектам. Напомню, что именно «ФИНАМ» в свое время купил крупный сервис знакомств в Рунете Mamba.ru и финансировал разработку платежной системы MoneyMail (она же «Деньги@mail.ru»). Компания не стала подключаться у Faktura.ru (и, видимо, зря), а разработала собственный ПИФ-софт. Сервис называется «Личный интернет-кабинет пайщика» и состоит из двух основных частей: системы управления паями, представляющей собой систему электронного документооборота, и пользовательского интерфейса. «Кабинет пайщика» позволяет подавать через Интернет заявки на обмен и погашение паев, а также получать различную информацию по своему вкладу. В частности, пайщик может просмотреть структуру своего портфеля паев на заданную дату и ознакомиться с динамикой его доходности за выбранный временной период.

Со временем в «ФИНАМе» планируют наращивать функциональность приложения. Например, появится возможность сравнения динамики доходности портфеля паев с изменением индекса РТС. Это достаточно востребованная функция, поскольку качество работы управляющих оценивается именно с учетом общего состояния фондового рынка. В частности, успешными действия УК можно считать в том случае, если рост стоимости пая превышает соответствующий показатель биржевого индекса. В то же время, если доходность ПИФа снижается на те же проценты, что и индекс, значит, причина кроется исключительно в неблагоприятной конъюнктуре рынка, а не в неумелой работе управляющих. Хотя наиболее способные и/или удачливые УК иногда выводят изменение стоимости пая в плюс даже при падении индекса. Очевидно, что и покупать паи лучше в моменты спада на фондовом рынке, который тянет за собой и почти все ПИФы.

Можно отметить, что в отличие от «Мономаха», «ФИНАМ» своим онлайн-сервисом не запустил нового канала привлечения пайщиков, остановившись на повышении удобства работы уже существующих клиентов. Для приобретения паев необходимо все же посетить офис. На момент открытия «Кабинета», удаленная работа была доступна для наиболее популярных ПИФов «Финам Первый» и «Финам Облигационный», но компания с самого начала сообщала о намерении сделать доступными через онлайн всю линейку фондов.

Процедура подключения к сервису выглядит достаточно громоздкой. Клиент должен скачать с сайта бланк заявления, заполнить, распечатать, подписать, после чего заверить у нотариуса свою подпись и отослать распечатку по офлайн-почте. После получения пайщику на e-mail отправляют либо дистрибутивы ПО (Admin PKI и Inter Pro Client) и конфигурационный файл, либо ссылку для закачки всего этого хозяйства. Далее клиент должен сгенерировать ключи ЭЦП и сделать запрос на получение сертификата в Admin PKI. И, наконец, для завершения регистрации необходимо распечатать специальный акт, подписать и вновь отправить бумажной почтой. Даже чтение такой инструкции несколько утомляет, что уж говорить о пошаговом выполнении всех перечисленных пунктов. После столь мудреной процедуры подключения достоинства комфортной работы с паями через Сеть несколько блекнут. Причем оправдать подобную схему требованиями законодательства нельзя, поскольку тот же «Мономах» не требует подобных ухищрений с бумажной почтой и нотариальными подтверждениями. Помимо собственно управления паями «ФИНАМ» отметился рядом других интернет-проектов, связанных с ПИФами. В частности, компания организовала регулярные онлайн-конференции, в ходе которых пайщики могли задать вопросы своим управляющим менеджерам. А в октябре «Финам» провел довольно оригинальную маркетинговую кампанию в сотрудничестве с издателем многопользовательских онлайн-игр (MMOG) «Веб Интерактив Ворлд» по популяризации ПИФов среди геймеров. На первом этапе кампании в популярную игру Wizards World были привнесены возможности коллективного инвестирования. Выбор виртуальной вселенной не был случайным. Средний возраст геймеров составляет 28 лет, причем около 10% работают в финансовой сфере, и «Финам» рассчитывает, что новый проект позволит привлечь внимание этой аудитории к УК холдинга.

В игровом мире существует «Банк», который управляет всеми процессами, связанными с обращением виртуальной «валюты» — WWM. Это «учреждение» выдает кредиты игрокам, испытывающим материальные трудности во вселенной MMOG, и с недавних пор предлагает возможность приобретения виртуальных паев. Специфика созданного в Wizards World игрового механизма заключается в том, что динамика доходности и ПИФов изменяется аналогично их реальным прототипам под управлением УК. В общем, менеджеры «ФИНАМа» попробовали применить классический педагогический принцип обучения в игре. Если в России подобные маркетинговые ухищрения выглядят достаточно необычно, то на Западе, а также в Корее и Японии кампаниями самых разных корпораций в MMOG никого уже не удивишь, причем в последнее время все чаще наблюдается тенденция перехода рекламодателей от стандартного пассивного product placement к его социально-активной реализации. Насколько эффективным покажется этот подход в Рунете, покажет время. За первую же декаду продаж виртуальных ПИФов свои «кровные» инвестировали около 1200 участников.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 18 раз, из них 1 посещений сегодня)
0