Когда-то, когда интернет был медленным, а деньги быстрыми, горячие головы уверяли, что сетевая коммерция навсегда изменит привычный нам мир продаж и покупок. Под эту веру инвесторы давали деньги, невзирая на то, что прибылей у новых интернет-компаний не было.

Потом наступил крах рынка 2000 года, и инвесторы начали сторониться интернет-торговли, как лепрозория, а говорить о светлом будущем сетевой торговли стало столь же уместно, как о веревке в доме повешенного.

Но потом пионер интернет-торговли Amazon показал первую квартальную прибыль. А еще позже выяснилось, что мир продаж и покупок изменился, хоть и не так, как думали горячие головы.

С одной стороны, у нас есть цифры: объемы розничной торговли онлайн в США растут почти на четверть ежегодно.

В прошлом году объем проданных товаров и услуг на самом большом рынке в мире перевалил за 65 млрд. долларов. Однако если сопоставить это с общим объемом американской розницы, то получится около 2%.

Конечно, в эти данные не входит многое из того, что обеспечивает доход десятков тысяч интернет-магазинов — «серые» лекарства, поддельные программы, контрабандные сигареты и просто порно.

Но в любом случае, 2% от общего объема это не то, чего ждали десятилетие назад. В Западной Европе эта доля еще меньше.

То же, но по-русски

А в России доля интернет-продаж еще меньше, чем в Европе. По различным оценкам, в прошлом году она составила от 0,3% до 0,5% от общего объема розничных продаж, хотя и эти доли процента превышают 0,5 млрд. долларов.

Причины столь малой доли в США и в России в чем-то схожи, в чем-то различны, но и там, и там появление интернет-торговли изменило рынок до неузнаваемости. Многое из того, что может делать «продвинутый» интернет-покупатель на Западе, в России все еще кажется мало реальным.

Сегодня человек, живущий в США или Западной Европе, может получить многое, если не все необходимое, с помощью интернета, кредитной карточки и почтовой службы — билеты на самолет, страховку, бронь в гостинице, еду, напитки, книгу, фильм, мобильный телефон, шкаф — что угодно.

Объемы онлайн-торговли растут быстрее, чем объемы торговли традиционной. Растут они быстрее и в России. В 2004 году они выросли на 40% по сравнению с общим ростом розницы в стране на 12%.

Однако есть несколько факторов, которые тормозят этот рост в России и превращают интернет-торговлю в нечто другое, чем на Западе.

Национальные особенности

Проблема номер один — число интернет-пользователей. По прогнозам компании Price Waterhouse Coopers, опубликованным в 2002 году, к 2006 году в России должно было быть 35 млн. пользователей интернета. В реальности (по данным Internet World Stats) их 23,7 млн. человек — отставание от прогноза на два с половиной года.

По другим данным, пользователей еще меньше. Более того, доля российских пользователей интернета, готовых покупать что-либо через сеть существенно ниже, чем на Западе. В России покупки по интернету до сих — удел обеспеченных жителей обеих столиц.

Именно на долю жителей Москвы и Санкт-Петербурга с доходом от 900 долларов в месяц приходится около половины всех продаж интернет-магазинов в России.

Причин отставания России несколько.

Мало того, что по уровню «интернетизации» страна отстает от Европы, так еще и банковские карточки, принимаемые для оплаты в сети — редкость.

Многие банки не позволяют проводку интернет-платежей. Почти никто не страхует от возможных хакерских атак и похищения денег со счета.

Кроме того, тягловая сила интернет-покупок на Западе — национальные и транснациональные почтовые службы — в России вызывают крайне мало доверия.

Российской почте не верят, считая ее медленной и ненадежной. А если к этому добавить относительную дешевизну рабочей силы, то неудивительно, что основная модель интернет-продаж в России — не оплата карточкой и получение товара по почте, а получение курьером и оплата наличными.

Кроме того, интернет-торговля в России относительно прозрачна, многие товары до сих пор легче и дешевле купить на «сером» или «черном» рынке. Ситуация может измениться когда затраты на курьерскую доставку станут дороже, карточки станут повсеместными, интернет распространится шире и дальше, а почта станет быстрой и надежной.

Потребительский эгоизм

Но есть у российского и западного рынка интернет-магазинов одна общая черта. Именно она — то изменение розничного рынка, о котором не догадывались раньше.

И на Западе, и на Востоке интернет стал средством потребительского эгоизма — покупатель в мгновение может сравнить цены на один и тот же товар и выбрать продавца. Европейский потребитель, по данным агентства Forrester, предпочитает сначала узнать все о товаре в интернете, а потом купить его в обычном магазине.

Если фильмов или книг покупалось в магазинах после исследования в сети в 1,3 раза больше, чем сразу в интернете, то, скажем, для компьютерных игр это соотношение уже 1 к 2.

Российский пользователь поступает аналогично. Если семь-десять лет назад пионеры онлайн-торговли думали, что с годами традиционные магазины превратятся лишь в выставочные залы, куда потребитель придет потрогать товар, чтоб потом купить его в интернете, то сегодня оказалось, что палка-то о двух концах.

Интернет-торговля привнесла в обычную торговлю больше конкуренции. И чем шире она будет распространяться, тем выгоднее, в конечном итоге, будет потребителю. И на Западе и в России.

Если, конечно, исчезнут преграды — плохая связь, боязнь карточек и оплаты он-лайн, медлительность и ненадежность почты.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 23 раз, из них 1 посещений сегодня)
0