Мобильному банкингу еще только предстоит завоевать рынок США, и в наступающем году от новой услуги следует ожидать заметного рывка вперед. Покупатели, в свою очередь, уже привыкли к онлайн банкингу, позволяющему делать покупки намного быстрее, «умным» телефонам, а также освоили выполнение информационно-емких задач налету. Тем не менее, большинству банков еще только предстоит пройти нелегкий путь, дабы удовлетворить новые нужды клиентов.

Cingular Wireless, крупнейший сотовый оператор в США, предпринимает попытки подтолкнуть рынок к развитию. Для этого было заключено партнерское соглашение с Firethorn Holdings, что позволит клиентам оператора оплачивать счета, проверять баланс и переводить деньги друг другу при помощи своих мобильных телефонов. Программное обеспечение от Firethorn устанавливается в телефон и используется для соединения с серверами компании, которые в свою очередь связываются с банковскими системами. Cingular планирует выпустить на рынок данную услугу в начале следующего года, однако, Firethorn не может подтвердить наличие контрактов с банками.

Банк Synovus планирует предоставить клиентам услуги мобильного банкинга ко второму кварталу следующего года с дальнейшим более крупномасштабным их выведением на рынок. На начальной стадии будет возможно просматривать счета, оплачивать их, а также переводить деньги. По словам директора департамента стратегического развития Гарри Хеджеса (Garry Hedges), в будущем появится возможность передавать деньги от человека к человеку. «Следующее поколение банковских клиентов не собирается следовать традиционной банковской системе с множественными филиалами, разбросанными в городах».

В Synovus предполагают, что Firethorn подпишет партнерские соглашения и с другими операторами мобильной связи и будет использовать одну из их сетей для предоставления услуг клиентам. Хеджес считает, что для этих целей не потребуются значительные затраты в IT-секторе. Дело в том, что услуги будут базироваться на той же самой архитектуре, которую Synovus использует для передачи данных при работе с Интернет-банкингом.

Альтернативой загрузки программного обеспечения на телефон является система от ClairMail, использующая текстовые сообщения для запроса и предоставления информации о счетах, а также для различного рода предупреждений об их состоянии. ClairMail предполагает обозначить нескольких крупных рыночных компаний в начале следующего года. В этом году услугу, позволяющую клиентам с помощью текстовых сообщений пересылать деньги между аккаунтами, запустила платежная ситема PayPal. Плательщик отправляет PayPal текстовое сообщение с размером денежного перевода и телефонным номером получателя, после чего PayPal связывается с ним для детального объяснения способа получения деньги.

Увеличение популярности услуг мобильного банкинга, вероятно, будет схоже с веб-банкингом, который стал набирать обороты, как только у основной массы людей появился домашний компьютер с широкополосным доступом в Интернет. Проведенное компанией Firrester Research в январе исследование, установило, что порядка 35% домашних хозяйств в США пользуются Интернет-банкингом.  Все складывается идеальным образом для наступления эры мобильного-банкинга: крупнейшие сотовые операторы США модернизируют свои сети, увеличивая их пропускную способность, а мобильные телефоны получают высокочастотные микропроцессоры и возможность выходить в Интернет. В первой половине текущего года в США было завезено 38.5 млн. смартфонов, что на 75% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Проблемы безопасности остаются неизменными по сравнению с теми, что всплыли при использовании Интернет-банкинга. Однако, кроме всего прочего, мобильный телефон может быть украден или потерян. Вот почему бОльшая часть информации не будет храниться на мобильном аппарате. По словам представителей Cingular, клиентам будет необходимо вводить идентификационный номер, состоящий из двух частей, и только после этой операции они смогут получить доступ к персональной информации. Также будет предусмотрен удаленный способ немедленного уничтожения  всей информации, содержащейся на телефоне. Synovus рассчитывает соответствовать тем же стандартам безопасности, которые применяются ею для веб-банкинга. Также компания намерена гарантировать клиентам, что информации об их счетах не будет храниться на мобильных телефонах.

Так когда же в игру войдут банки?

Ранее в этом году Wells Fargo начал предлагать клиентам беспроводные оповещения о состоянии счетов. Также он запустил пилотную программу мобильной оплаты и мобильного банкинга среди своих сотрудников. Подписавшись на новую услугу, клиенты смогут получать оповещения при помощи e-mail о своих сбережениях, балансах кредитных карт и чековых операциях. Оповещения могут быть высланы на 3 электронных адреса и на один мобильный телефон, что поможет людям полностью контролировать свои счета. Совсем недавно банк начала проводить исследование, имеет ли смысл использовать мобильные телефоны для получения информации по счетам, переводов денег и оплаты счетов.

Некоторые крупные банки кажутся более заинтересованными в идеи использования мобильных телефонов в качестве устройств для совершения покупок, чем в качестве инструмента для доступа к информации по счетам. JPMorgan Chase, третий по величине банк в США, отказался от обсуждения своих планов в сфере мобильного банкинга. Вместо этого, банк, совместно с некоторыми другими компаниями, сфокусировал свои усилия на продвижении бесконтактного способа оплаты с использованием уже известной нам технологии NFC. Эта технология применяется для обмена данными на небольшом расстоянии между электронными устройствами.

В декабре прошлого года было проведено примечательное испытание технологии NFC. В Атланте, на стадионе Philips Arena, 150 болельщиков, воспользовавшись выданными Visa кредитными счетами и подпиской на услуги бесконтактной оплаты от Cingular, оплатили свои билеты при помощи мобильных телефонов. Испытания закончились в сентябре. По их итогам Visa сделала  вывод, что использование бесконтактной технологии увеличивает скорость совершения платежей до 25%. Кроме того, по заявлению Михаэля Джейнса (Michele Janes), директора отдела инновационных технологий, Visa тестирует возможности мобильных устройств по передаче купонов, электронных чеков, а также информации по счетам через текстовые сообщения.

Первый опыт MasterCard с NFC, проведенный 3 года назад в Далласе, столкнулся с проблемой: перед распространением участникам, банкам пришлось вручную загружать информацию о счетах на каждый мобильный телефон. В полугодичном испытании, стартовавшем в этом месяце, участники могут активировать программу MasterCard PayPass на телефонах Nokia 3220 удаленно с помощью услуги 3-ей стороны. «Будущее мы видим так: человек покупает мобильный телефон, а в него уже встроена возможность бесконтактной оплаты. Это будет так же естественно как Bluetooth или инфракрасный порт», заявил Оливер Стили (Oliver Steeley), вице-президент отдела мобильных и беспроводных технологий MasterCard WorldWide. В испытании принимают участие около 500 человек. Для совершения покупок они используют предоплаченный беспроводной сервис от 7-Eleven под названием Speak Out и мобильные телефоны Nokia. С их помощью они могут расплачиваться в 32 000 магазинов, принимающих MasterCard PayPass.

Еще одна задача, стоящая перед бесконтактной системой оплаты – убедить телекоммуникационные компании в своей привлекательности. Именно эти компании указывают производителям мобильных телефонов, что необходимо в них встраивать. На данный момент MP3-плееры – хит сезона. «Компании все еще ищут точки соприкосновения. Кроме того, банкам и операторам мобильной связи потребуется значительная часть 2007 года для завершения испытаний», говорит Стили из MasterCard.

Будь то мобильный банкинг или оплата, опасения компаний понятны. 2007 год должен привести дела на этом фронте в порядок. Банки не должны отстать от инновационных идей. А с учетом того, что уже около трети семей в США активно пользуются онлайн банкингом, принятие новых мобильных технологий не будет большой проблемой. Как только люди начнут все больше и больше проникаться ими, они захотят получить от банков возможность хранения денег и в своих мобильных устройствах.

(Всего прочитано 21 раз, из них 1 посещений сегодня)
0