Абсолютное большинство держателей пластиковых карточек в России не используют их как средство платежа. По данным ЦБ РФ, в прошлом году выпущено почти 55 млн. банковских карт. Таким образом, их рынок за год вырос на 40%.

Объем наличных денежных средств, снятых со счетов с помощью карт, составил 2,6 трлн. рублей, увеличившись на 50% по сравнению с предыдущим годом. Доля же товаров и услуг, приобретенных по безналичному расчету, выросла по сравнению с 2004 годом только на 9% и составила лишь 7% от общего оборота по банковским картам. Аналитики считают, что эта удручающая статистика — следствие нежелания администрации торговых точек связываться с безналичными платежами. «Российский рынок пластиковых карт хотя и демонстрирует впечатляющие темпы роста эмиссии и оборотов, по сути, сохраняет прежнюю, зарплатную структуру», — говорит глава Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Мурычев.

Как только деньги поступают на «пластиковый» счет, граждане их обналичивают. У владельцев карт есть на то веские основания. Далеко не все магазины оснащены оборудованием для приема безналичных платежей. Кроме того, нередки случаи, когда торговая организация отказывается принимать карточную оплату товара, несмотря на наклеенные при входе логотипы всех важнейших платежных систем мира.

Кстати, этот фактор может оказывать на развитие системы безналичных расчетов куда большее влияние, чем кажется на первый взгляд. У многих покупателей наверняка возникало подозрение, что продавец намеренно усложняет процесс манипуляций с «пластиком», подталкивая клиента к оплате наличными. Выглядит это, как правило, невинно: например, кассир якобы просто не знает, на какие кнопочки терминала нажимать.

Иногда продавец прибегает к более изощренной стратегии, рассказывая клиенту, какие проблемы могут возникнуть при возврате покупки. При этом он не лжет — проблемы действительно бывают, но создает их нередко сам продавец.

Например, на днях корреспондент «Газеты» купил мобильный телефон в одном из розничных предприятий «Евросети» в центре Москвы, в доме 4 по Тверской улице. Оплата была произведена пластиковой картой. Спустя несколько дней товар пришлось возвращать с целью замены. То есть возврата уплаченной суммы от продавца не требовалось — нужно было лишь заменить купленный аппарат. И тут начались трудности. Покупатель узнал, что уплаченная им сумма не может быть засчитана и ее вернут на прежний счет лишь через две недели. «Таков срок прохождения оплаты через Сбербанк, клиентом которого мы являемся, — заявили в торговой точке. — А новый товар вы должны оплатить сейчас». Итак, предприятие получает двойную сумму: покупатель бесплатно кредитует то ли его, то ли Сбербанк на целых две недели. Естественно, о выплате процентов речи не идет.

«Действительно, срок прохождения оплаты по счетам, установленный Сбербанком, — 14 дней. Но обычно мы в соответствии с правилами компании идем клиенту навстречу и обмениваем товар. В данной конкретной ситуации наш сотрудник поступил формально», — сказал «Газете» председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин.

Похоже, Чичваркин немного лукавит. Старший менеджер салона «Евросети» на Тверской, 4, Илона Дученко объяснила, что при замене товара, если он был оплачен банковской картой, необходимо «вперед оплачивать товар по замене». «Это внутреннее распоряжение «Евросети», основанное на сроках прохождения оплаты в Сбербанке», — сообщила Илона Дученко, отказавшись, однако, продемонстрировать сам документ. На вопрос, почему нельзя просто заменить некачественный товар на аналогичный товар в рабочем состоянии, ответа не последовало. Когда покупатель вслух отказался иметь дело с этой торговой организацией впредь, старший менеджер все же пообещала, что в трехдневный срок деньги на счет вернутся.

Понятно, что если продавец расскажет покупателю историю такого рода, у того вряд ли возникнет желание воспользоваться карточкой для оплаты. Между тем, как заверили «Газету» в московском офисе компании MasterCard, подобные рекомендации продавцов не просто некорректны, но и противозаконны: они нарушают как минимум закон о защите прав потребителей, согласно которому именно покупатель выбирает форму оплаты приглянувшегося товара. «Покупатель может использовать безналичную форму оплаты, если это не связано с явными техническими проблемами магазина», — сообщили в MasterCard.

В компании прокомментировали и эпизод в целом: «Двухнедельный срок возврата средств нереален и непонятен: покупатель вправе настаивать на возврате своих средств в течение одного банковского дня. Именно таковы стандартные сроки прохождения платежей в РФ». Впрочем, эту претензию стоит предъявить Сбербанку, а не продавцам.

«В данном случае возврат денег должен быть произведен в любой удобной для гражданина форме, вне зависимости от того, наличными или безналичными деньгами была оплачена услуга или товар. Это не имеет никакого значения, — считает запредседателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы Анатолий Аксаков. — Видимо, законом о защите прав потребителей необходимо предусмотреть ответственность торговой точки за такое навязывание формы оплаты».

Вообще-то ни в статье 24 закона, где говорится о расчетах с потребителем, ни в любой другой его части нет ни слова о форме расчетов. То есть покупатель имеет право требовать одинаковых условий при любой форме оплаты. Но это право в настоящий момент реализуется исключительно посредством судебных разбирательств. Понятно, что не каждый покупатель станет судиться, зная о предстоящей волоките, затратах времени и денег. Депутат ратует за более четко очерченную ответственность продавцов, а не за ту, которой придется добиваться полжизни и без гарантии успеха.

Впрочем, российские депутаты не однажды выступали с идеей поощрения безналичных покупок различными методами. Претворение этих инициатив в жизнь пока откладывается.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 20 раз, из них 1 посещений сегодня)
0