В мае этого года в Сети появился занятный сервис, который позволяет преданным пользователям профинансировать любимый интернет-проект с помощью SMS. После публикации статьи на MoneyNews, кроме восторженных возгласов по поводу оригинальной идеи, можно было обнаружить настороженные комментарии, авторы которых намекали на проблемы с законодательством и трения с операторами.

Идея нового SMS-сервиса сводится к следующему: сайтовладелец устанавливает у себя партнерский код, а расположенные к пожертвованиям пользователи отправляют сообщения на специальный номер, выбирая сумму, которой им не жалко поделиться с владельцем проекта. Часть суммы отправляется прямиком в копилку догадливого сборщика SMS-пожертвований.
Наряду с добровольными взносами, та же питерская компания Movable предлагает более жесткий вариант под названием SMS.Замок. Некоторые разделы сайта могут содержать информацию, жутко необходимую пользователю. С помощью SMS совсем не сложно организовать сбор платы за авторизованный доступ к ценному контенту. Более того, создатели «замков» и «копилок» планируют двигаться в офлайн: с помощью специальных наклеек можно будет побуждать окружающих к совершению посильных SMS-взносов.

Руслан Малашин, генеральный директор компании Movable, считает, что негативные комментарии к статье про SMS.Копилку содержат зачастую субъективные оценки. «Сложно говорить об объективности пользователей по отношению к нашим сервисам, — сказал он в интервью MoneyNews, — так как в основном комментарии делятся на две группы: те, кто здраво оценивает статью и предмет, ею затрагиваемый, и те, кто пытается возвыситься за счет принижения окружающего».

По его словам, время от времени им приходится сталкиваться с неадекватными личностями и среди партнеров. «Часто из-за таких недобросовестных индивидуумов страдают обычные абоненты, которые пытаются воспользоваться сервисом у нечистоплотного партнера, и в большинстве случаев получают некачественный сервис, а то и ложную информацию.

Соответственно, абонент обращается к оператору (ситуация, при которой даже нет данных нашей компании, уже говорит о «некачественном» партнере), оператор — к нам, возникают неприятные моменты, и появляются более жесткие правила, такие, как нынешнее «Пользовательское Соглашение услуги sms.копилка», — добавил Руслан Малашин. Он рассказал, что в связи с такими случаями на проектах вводится ручное модерирование, а обманутым абонентам начали возмещать ущерб.

Что касается законодательной основы таких сервисов, как «SMS.Копилка» и «SMS.Замок», по утверждению гендиректора компании Movable, речь идет о сервисе голосования с возможностью отправки текстовых сообщений. Клиенты работают по договору оферты («Пользовательское соглашение»), рекламируя сервисы Movable на своих площадках. Подозрительное отношение Руслан Малашин объясняет новизной сервиса, при этом он уверен, что эта деятельность не является специфической, не требует наличия лицензии и строится на той же нормативной базе, что и любая предпринимательская деятельность.

С ним не согласен Георгий Пчелинцев, юрист компании «Байтен Буркхардт». «На настоящий момент те отрицательные отзывы, которые были даны в связи со статьей про SMS.Копилку, вероятнее всего небеспочвенны», — считает он. Он пояснил стандартную схему продажи мобильного контента абонентам: операторы выделяют контент-провайдерам SMS-номера, при этом с юридической точки зрения продажа контента осуществляется самими операторами, которые перечисляют провайдерам часть средств. Таким образом, продажа мобильного контента юридически реализуется как услуга связи.

«Сервис, который обсуждался в статье, скорее всего не имеет надлежащей юридической базы, — сказал Георгий Пчелинцев. — Агрегатор или контент-провайдер получает вознаграждение от оператора за любые SMS-сообщения,приходящие на SMS-номера, закрепленные за агрегатором. Именно поэтому существование обсуждаемого сервиса – SMS.Копилки, оказалось возможным. Вероятно, его функционирование все же будет прекращено узнавшим о нем оператором, так как это может обернуться сложностями для самого оператора».

В случае с «копилкой» не происходит реализации никакого продукта (ни игр, ни картинок), абонент отдает распоряжение снять часть денежных средств с его счета и перечислить их владельцу «копилки». Эту операцию можно квалифицировать как денежный перевод, который является одной из разновидностей банковской деятельности. Для ее осуществления необходима лицензия.

«Для нормальной реализации систем электронных и SMS-платежей, которые так распространены за рубежом, требуется изменение существующей нормативной базы. Принимая во внимание текущую степень «мобилизации» можно говорить о том, что время для этих изменений уже пришло и, возможно, одним из первых шагов на пути к этому стали недавние изменения в Закон «О банках и банковской деятельности», — добавил юрист.
Между тем, за три месяца, прошедшие с момента запуска проекта, количество зарегистрированных «sms.копилок» перешагнуло отметку в 10 тысяч.

(Всего прочитано 18 раз, из них 1 посещений сегодня)
0