Чиповая карта помимо расчетных функций может предложить своему обладателю множество различных услуг. Она может быть одновременно и дебетовой, и кредитной, учитывать скидки, бонусы, поездки на транспорте, залитый бензин, служить пропуском и удостоверением личности и многое другое. В мире успешно работает множество проектов с участием смарт-карт. В России начало массовой миграции на чип платежные системы ожидают к концу этого года.

Впереди планеты всей переходит на чип Юго-Восточная Азия. В этом регионе выпущено более 43 млн. чиповых карт (16% всех карт). И уже миллион терминалов распознает эти «умные» карты. Больше всего карт (по данным Visa Int.) выпустила Япония (27 млн.). Сейчас каждый третий японец имеет в кошельке чиповую карту. В Корее каждая четвертая карта — чиповая, в Тайване — каждая пятая. Причем в Тайване 90% терминального парка готовы к приему смарт-карт.

Для сравнения, в России только 6% карт — чиповые и лишь треть терминалов способна принимать смарт-карты. Наиболее высокая «чиповая» готовность у банкоматной сети — около 70% наших банкоматов оснащены карт-ридерами. «Международная платежная система еще в начале этого года потребовала смены защиты оборудования банкоматов, поэтому в целом терминальный парк финансово-кредитных учреждений к приему чиповых карт готов. По крайней мере, все банкоматы и pos-терминалы нашего банка оборудованы устройствами для приема смарт-карт», — объясняет сей феномен начальник управления платежных технологий Межрегионального инвестиционного банка Елена Запрягаева.

По словам замначальника управления розничного бизнеса Первого Республиканского банка Елены Биндусовой, банки не спешат массово выпускать смарт-карты, поскольку их себестоимость значительно выше. Замначальника управления розничных продуктов и услуг Международного Московского банка (ММБ) Александр Вишняков говорит, что стоимость одной чиповой карты примерно в пять раз больше стоимости магнитной. «Банку имеет смысл эмитировать смарт-карты, если он готов не только применять их как обычное платежное средство, но и дополнить эти карты другими сервисами и программами, которые востребованы клиентами и позволяют окупить те затраты, которые понесет банк при их внедрении», — считает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых.

Видимо, у наших банкиров с проектами пока не густо, но, возможно, в скором времени они появятся. Например, заместитель председателя правления СДМ-банка Владимир Луценко говорит, что к концу 2007 года количество выпускаемых карт с чипом, вероятно, будет превышать эмиссию обычных магнитных карт. Что ожидает российского потребителя с приходом на рынок смарт-технологий, можно увидеть на примере Юго-Восточной Азии.

В Тайване небольшой банк привлек в свой «чиповый» проект сеть магазинов и бензоколонок. Человек, заправляя машину, получает бонусные баллы, которые отоваривает тут же в кафетерии. И наоборот, совершая покупки, получает в подарок бесплатный бензин, который тут же заливает на автозаправке. Насколько это понравилось потребителю, подтверждают цифры: выпущено 600 тыс. карт, программа работает в 4.5 тыс. точек, обороты которых выросли за год на 500%.

В Японии и Корее внедрили оплату проезда с помощью смарт-карт. В Стране восходящего солнца задействована предоплаченная технология. Человек получает карту, кладет деньги на счет и использует карту как билет. По мере снижения суммы на «транспортном» счете до определенного уровня карта сама пополняет «транспортный кошелек» со своего основного счета. В Корее — сначала проезд, потом деньги. Человек использует карту вместо билета, отчет о каждой поездке идет в банк, в конце месяца генерируется общий счет, и эта сумма списывается с карт-счета.

Малайзия внедряет бесконтактные платежи — когда карта подносится к терминалу. При бесконтактной оплате не требуется подписи клиента, карта не передается кассиру — это позволяет людям расплачиваться за покупки в считанные секунды. Сейчас в Малайзии более 2.5 тыс. точек оборудованы устройствами для бесконтактного приема (эмиссия — 140 тыс. карт).

Бесконтактные технологии настолько популярны, что пришлось выпустить вертикальные карты — поскольку так их проще подносить к считывающему терминалу. Они появились на свет в рамках проектов Watson’s Cobrand и Costco Cobrand (Тайвань). В Корее пошли еще дальше — совместили чиповую бесконтактную технологию и мобильный телефон (совместный проект Visa, LG Card, LG Telecom и гипермаркетов Tesco). Владельцы этих телефонов расплачиваются за покупки, поднося трубку к терминалу.

Если Visa экспериментирует с мобильными телефонами, то MasterCard — с часами. К чемпионату мира по футболу компания в сотрудничестве с банком Chinatrust (Тайвань), австрийским производителем часов LAKS GmbH и компанией On Track Innovations выпустила часы, которые дают возможность потребителям расплачиваться за покупки, просто коснувшись часами терминала.

Российский лидер по выпуску чиповых карт — Банк Москвы. Карты эмитируются в рамках Социальной карты москвича. Недавно банк расширил границы аудитории, выпустив чиповые карты с транспортным приложением для зарплатных клиентов банка (карта используется как билет, все поездки подсчитываются, и в конце месяца сумма списывается со счета). При этом — чем чаще ездишь, тем меньше платишь (например, 40 поездок в метро сейчас стоит 460 рублей, по карте — 335).

Есть еще несколько проектов. Так, СДМ-банк совместно с компанией «Автокард» выпускает чиповые карты, которые совмещают в себе функции топливной, банковской и дисконтной карт и позволяют получать скидку 50 копеек за литр при заправке на АЗС компании МТК. «Мы разрабатываем проект с применением чиповых карт в качестве пропуска на предприятия в Комсомольске-на-Амуре, — рассказывает Елена Запрягаева. — Кроме того, в разработке находится проект по расчетам за билеты на самолеты и поезда».

На самом деле пока в России, по словам представителей платежных систем, стоит задача подготовить инфраструктуру к приему смарт-карт, и сейчас она успешно решается. Начало же массовой эмиссии и, соответственно, появление новых проектов, подобных азиатским, специалисты ожидают к концу года.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 16 раз, из них 1 посещений сегодня)
0