Представители челябинских торговых сетей не прочь отказаться от платежей по пластиковым картам. Власти же, напротив, намерены сделать этот вид расчетов основным. По мнению бизнесменов, именно они, в отличие от власти, банков и населения, вынуждены оплачивать это желание, не имея при этом никакой экономической выгоды.

По данным Минэкономразвития, на сегодняшний день владельцами пластиковых карт являются около 1,4 миллиона южноуральцев, что составляет порядка 25% населения области. При этом подавляющее большинство жителей региона использует карту только для обналичивания денежных средств: оплата товаров и услуг по пластиковым картам не превышает 7% от общего объема операций.

Недавно в одной из крупнейших торговых сетей Челябинска перестали работать терминалы, принимающие безналичные платежи. По официальной версии, проблема заключалась в сбое программного обеспечения. По неофициальной – в нежелании использовать данную форму расчета.

Несмотря на то, что развитие системы безналичных расчетов в торгово-сервисной сети многие эксперты относят к разряду задач, приоритетных для государства, объясняя это желанием власти сократить теневой оборот денежных средств и увеличить собираемость налогов в бюджеты всех уровней, с 2003 года процент безналичных платежей за товары и услуги остался на прежнем уровне. Среди причин специалисты называют не только те, что связаны с населением (невысокие зарплаты, которых хватает на текущие нужды, поэтому они сразу обналичиваются, а также низкий уровень культуры работы с платежными системами), но и отсутствие экономического интереса со стороны бизнеса.

«Для торговли безналичный расчет по пластиковым картам не выгоден просто потому, что за это мы платим банку комиссию, составляющую 2-2,5% от оборота, – говорит генеральный директор Центра торговли «Молния» Александр Ширеков. – При этом сам бизнес фактически ничего не выигрывает. Есть определенная экономия на содержании и бслуживании касс, но она совершенно незначительна по сравнению с издержками». Ситуация усложняется и жесткой конкуренцией.

«В условиях ценовой конкуренции между ритейлерами и при существующем уровне наценки в 15-17% на разные категории товаров, такой процент комиссии действительно очень ощутим», – считает генеральный директор торговой сети «Дикси» Михаил Петухов.

Банкиры в свою очередь тоже сетуют на неприбыльность безналичных расчетов. «Минимальный тариф народных платежных систем – 1,8%, поэтому комиссия банка составляет фактически 0,2%, – пояснил первый зампредседателя правления «Челябинвестбанка» Сергей Бурцев. – Это связано с активной экспансией международных систем, занявших более 50% российского рынка». Однако, по словам представителей ритейла, при среднемесячном обороте сети в 200 миллионов рублей, и 0,2% – 400 тысяч – достаточно большие деньги, чтобы платить их банку за «воздух» – поддержку и процессинг.

Желая стимулировать развитие безналичных расчетов, банковский комитет Госдумы в апреле этого года предложил вариант административного воздействия на бизнес: местные власти могут требовать установки платежных терминалов в торговых организациях с оборотом более $20 тысяч в месяц. Однако не все банкиры считают эту идею удачной. «Торговое предприятие может поставить терминал и продемонстрировать обороты, но при этом не станет работать с населением, то есть фактически цель не будет достигнута», – высказал мнение Сергей Бурцев.

Другой вариант предложил председатель экономического комитета ЗСО Семен Мительман. «Пока пластиковые карты интересны только для банков, для бизнеса они станут интересны в том случае, если банкиры предоставят ему какие-либо преференции, например, быстрые кредиты. Торговля в свою очередь заинтересует покупателя, рассчитывающегося безналично, скидками», – говорит парламентарий.

Однако у бизнеса достаточно скептическое отношение к подобным вариантам. «Если говорить о скидках на товар, то здесь имеет значение формат магазина, – говорит Михаил Петухов. – Экономически пластиковые карты более выгодны при покупках выходного дня, которые обычно совершаются в супермаркетах и сумма которых значительно выше, чем сумма ежедневных покупок, совершаемых в дискаунтерах и магазинах у дома».

Стимулирование бизнеса особыми условиями кредитования, по мнению представителей ритейла, вряд ли что-то изменит. «Эквайринг и кредитование сложно увязать, потому что это два совершенно разных рынка, на каждом из которых у компании есть свои стратегии», – считает Александр Ширеков. Кроме того, для крупных игроков федерального уровня, имеющих централизованное финансирование, местные банки вряд ли смогут предложить какие-то особо интересные условия.

«Решение этой ситуации в уменьшении размера комиссионных, взимаемых банком», – говорит Михаил Петухов. Сходную мысль высказывает и г-н Ширеков, добавляя, что определенную роль здесь сыграет и активное развитие зарплатных проектов: «Положительный экономический эффект торговые сети смогут почувствовать при значительном увеличении количества пластиковых карт у населения, тогда экономия на кассовых расходах торговли станет ощутимей».

Банкиры же ссылаются на невозможность уменьшения процентной ставки по международным платежным системам. И видят выход в налоговых льготах для бизнеса. Несмотря на отсутствие интересных одновременно для всех сторон решений, сомнений в том, что будущее за безналичными операциями, ни у кого нет. Яркий пример тому – Европа, в которой «пластиковые» расчеты составляют около 80%. Остается только вопрос, как приблизить это будущее. 

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 13 раз, из них 1 посещений сегодня)
0