Пластик долговечнее и удобнее бумаги, хотя для россиян в сфере денежных отношений это утверждение не столь очевидно. Жители России в большинстве своем по-прежнему любят наличные. Однако данную ситуацию можно изменить, если предлагать продукты, действительно необходимые потребителю.

Сегодня на российском рынке пластиковых карт сложился некий парадокс: эмитировано достаточно большое количество карт, но для оплаты товаров и услуг они практически не используются. Так, по данным, представленным на Третьей Международной практической конференции «КРЕДИТ-РОССИЯ 2006», состоявшейся в Экспоцентре на Красной Пресне, начальником отдела стратегических программ ЗАО «Сберкарта» Максимом Сычиком отмечено, что на сегодняшний день в России эмитировано более 50 млн карт, 32% из них — российские, 68% — международные. При этом основная доля операций по банковским картам (93%) приходится на снятие наличных и лишь 7% — на различные платежи (в статистике не учитывались спецпродукты, например «Таможенная карта»). За рубежом ситуация выглядит иначе, там 56% операций «по пластику» приходится на платежи, а 44% — на получение наличных.

Однако, как отмечали докладчики на специализированной сессии конференции, предложение населению пластиковых карт не является исключительно «банковской прихотью» и выгодно в том числе и государству. Ему это дает не только охват банковскими услугами подавляющей части населения страны, но и привлечение с последующим удержанием средств физлиц на счетах (что станет дополнительным ресурсом для финансирования государственных экономических программ). Плюс — перевод значительной доли наличного розничного денежного оборота в безналичные операции, что позволит усилить контроль над оборотом розничных торговых организаций и сократить затраты на поддержание наличного денежного оборота и частично снизить инфляцию. Однако, как отмечалось на конференции, четко выраженной государственной позиции в отношении развития национального карточного рынка пока нет.

Основной проблемой российского рынка банковских пластиковых карт участники спецсессии называли неравномерность развития выпуска пластиковых карт и их обслуживания. Так, более 90% карт эмитировано в рамках «зарплатных проектов», когда банкомат на проходной с нулевой комиссией за выдачу наличных делает пластиковую карту ненужной в ее первоначальном значении, в торговле по-прежнему осуществляется 5—7% всех операций. И в этом зачастую нет вины самих владельцев карт (конечных клиентов), поскольку в местах, где они тратят зарплату, далеко не всегда есть терминалы.

Да и выгода неочевидна — для большинства россиян, по данным М. Сычика, участие в межбанковской платежной системе не окупается. При зарплатных проектах они не участвуют в выборе карточного продукта, это делает за них бухгалтерия. Да и у последней выбор невелик, поскольку сейчас карточные продукты предлагаются по принципу «какие есть», а не «какие нужны конечному потребителю». А банки выбирают стратегию развития карточного бизнеса с установкой «делаем как все».

К тому же низкая рентабельность экваринга тормозит его развитие, а межбанковские комиссии платежных систем и издержки при обслуживании небольших платежей порой неоправданно высоки. Однако, как рассказали менеджер по развитию бизнеса представительства Visa international в России Мария Андросова и вице-президент российского представительства MasterCard Europe Денис Шилакин, рынок развивается, и не просто поступательно, а стремительно. Так, карты все активнее используются для потребительского кредитования, оплаты коммунальных услуг и средств связи, активно начали предлагаться кобрэндовые карты (выпущенные совместно с какой-либо компанией, предлагающей дополнительные услуги по карте). Хотя, конечно, конечная цель (массовые ежедневные платежи населения) еще не достигнута, но при сохранении сегодняшних темпов развития это может произойти уже через два года.

Для этого, как считает М. Сычик, необходимо внедрение карточных продуктов, адаптированных к условиям российского рынка, адекватная тарифная политика и создание условий и инфраструктуры для повсеместного использования карт при платежах за любые товары и услуги. Что, по его словам, уже делает его компания, предлагающая присоединиться всем заинтересованным банкам.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 20 раз, из них 1 посещений сегодня)
0