5 апреля 2006 года прекратил существование проект HomePlace.ru — первый электронный магазин продовольственных товаров в Казани. Напомним, что электронный проект HomePlace.ru был создан 11 февраля 2005 года компанией Clever Systems. Основной идеей проекта было объединение нескольких реальных магазинов Казани в одном интернет-магазине. Предполагалось наличие удобных сервисов и широкий комплекс потребительского ассортимента (продукты, книги, диски и т.д.). Руководство магазина планировало занять нишу основного городского электронного магазина. По прогнозам, построенным на основании опроса потребителей, рассчитывалось выйти на самоокупаемость через 2-3 месяца, и окупить вложения в течение года. Однако этого не произошло.

Руководители проекта мотивировали неудачу проекта отсутствием спроса на рынке Татарстана. По мнению экспертов, на момент запуска проекта определяющим фактором успеха электронного магазина должна была стать расторопность курьеров компании. Однако ни «расторопность курьеров», ни оптимальным образом выстроенная схема ведения бизнеса, ни инициатива учредителей е-магазина не смогли удержать проект «на плаву».

Генеральный директор Clever Systems Алексей Федоров, рассказал еТатар.ру, что перед открытием проекта было проведено исследование рынка. Выборка составила около 3 тыс. жителей Казани, регулярно использующих Интернет, и 95% опрошенных выразили восторг от идеи проекта HomePlace.ru. «Но после открытия магазина наши ожидания не подтвердились — спрос был крайне низок. Был проведен повторный опрос той же целевой группы о том, почему респонденты не пользуются услугами интернет-магазина.

Основные объяснения были — «нет привычки». Выходит, что теоретически наш народ любит интересные идеи, но в плане непосредственного использования новых идей не слишком гибок», — сетует г-н Федоров. По его словам, весь бизнес был продуман так, что можно было начать работу с 50 тыс. рублей, в основном все благодаря современным информационным и мобильным технологиям связи и автоматизации процессов. Затраты на поддержание были относительно небольшие, потому и ожидалась окупаемость. «К примеру, даже курьеры работали не на автомобилях организации по окладу, а на личном транспорте по договору ренты», — рассказал Алексей Федоров.

«Пропагандировать покупки через интернет — это достаточно дорого. Реклама, которая могла бы дать ощутимый приток покупателей по нашим расчетам обошлась бы нам в 250-300 тыс. рублей, как минимум», — говорит он. По мнению г-на Федорова, столь высокие затраты объясняются тем, что пришлось бы преломлять «крайне стойкие стереотипы, привычки и менталитет казанцев». «При этом искать инвесторов на такую сумму, будучи неуверенными, в успешности мероприятия, было бы очень рискованно. Ведь один опрос уже показал противоречие «русской души», — высказал свои сомнения Алексей Федоров.

По мнению большинства игроков рынка электронной торговли Татарстана, на сегодняшний день популярность интернет-магазинов Казани близка к нулю. Общее настроение участников электронной коммерции в Казани можно выразить словами коммерческого директора компьютерного интернет-магазина Velk.ru Виктора Гурьянова: «По большому счету, наш интернет магазин не приносит большой прибыли. Для нас это, скорее, эксперимент».

Впрочем, достоинства интернет-магазинов очевидны. Это отсутствие арендной платы за торговые площади, сравнительно небольшое количество персонала, что позволяет минимизировать торговые наценки. А также круглосуточная работа и возможность делать покупки, не выходя из дома позволяют экономить время покупателя.

Однако, несмотря на все преимущества электронного магазина в сравнении с реальным, «товар в интернет-магазине до сих пор многим представляется таким же виртуальным, как и сам Интернет», — считает менеджер направления Notebookoff.com компании «Прогресс Центр» Евгений Масленников. А популярность электронных магазинов находится лишь на уровне «интересно разок попробовать» и только у молодежи», — сообщил генеральный директор Clever Systems Алексей Федоров.

Евгений Масленников также отмечает, что в таком положении дел отчасти виноваты первые операторы интернет-торговли. «Они вырыли себе и своим продолжателям огромную яму. На заре интернет-торговли товар в сети стоил дороже, чем в обычном магазине. Логичный вопрос, зачем покупать в сети, когда можно проехать пару остановок и купить то же самое дешевле. Сейчас эта ситуация повернулась на 180 градусов. Теперь товар в сети постепенно становится дешевле, чем в привычном супермаркете», — сказал г-н Масленников.

Участники рынка электронной торговли Татарстана выделяют ряд основных причин, препятствующих развитию электронной торговли в Татарстане. «Уровень проникновения Интернета в Татарстане обусловлен лишь жизненными и профессиональными необходимостями, и не более», — считает Алексей Федоров. К тому же средняя стоимость высокоскоростного интернета в России на порядок дороже, чем за границей. «Причем если в крупных городах есть высокоскоростные сети, то в районах, у конечного пользователя, максимум GPRS или dial up», — утверждает руководитель интернет-магазина Kibet.ru, Диас Вальщиков. Это, в конечном итоге, накладывает ограничения, и пользователь вынужден пользоваться только малой частью Интернета.

Другой причиной недостаточного развития электронной торговли в Татарстане, по мнению директора «Расходные Материалы», krm.ru, Олега Федорцова, является неразвитая банковская система электронных платежей. Интернет-магазины вынуждены платить фирмам-посредникам, проводящим платежи по банковским карточкам. И на сегодняшний день эта цифра составляет 3 – 4 % от суммы сделки. Это связано с высокими рисками проведения таких операций в Рунете. «Перспектив у электронной торговли нет, даже в ближайшем обозримом будущем. И так будет до тех пор, пока у 100% населения не будет счетов в банках и возможности осуществлять денежные переводы», — категорически заявил директор «Расходных Материалов», Krm.ru Олег Федорцов.

«Основная причина же это, все-таки, консервативность наших потребителей и отсутствие у населения привычки совершать покупки через интернет», — считает руководитель проекта Alexltd.ru, Дмитрий Федоров. «Отойти от стереотипа можно, только сделав заказ через интернет-магазин, — предлагает выход менеджер направления Notebookoff.com Евгений Масленников. — Свою первую покупку через интернет я сделал летом 2003 года. Заказал телефон в московском интернет-магазине. Решился я на это только потому, что оплатить товар можно было при получении. Через день курьер с посылкой был на пороге моего офиса. С этого дня скептицизм в отношении интернет-торговли исчез».

По данным НАУЭТ, оборот электронной торговли в России в 2005 году вырос на 38,4% по сравнению с 2004 годом и составил $ 4,474 млрд. На сектор розничной торговли через Интернет ( business-to-consumers, B2C ) в прошлом году, по разным оценкам, пришлось от $ 1,02 млрд. до $ 2,6 млрд. Интересным в данном вопросе является опыт группы компаний «Александр ЛТД». В 2005 году группа компаний «Александр ЛТД» запустила проект «Электронный магазин» Alexltd.ru. Основная идея проекта заключается в развитии сети интернет-терминалов в крупных торговых комплексах и местах, где сконцентрированы большие потоки людей. Возле терминала постоянно находятся продавцы, которые консультируют покупателя о том, как можно приобрести бытовую технику «Александр ЛТД» и оформить заявку. Покупатель выбирает товар с помощью продавца, сообщает адрес, и ему привозят заказ. Он тут же смотрит товар. И, если его все устраивает, оплачивает покупку экспедитору, который после этого пробивает чек.

Однако директор «Расходных Материалов», Krm.ru Олег Федорцов полагает, что как минимум 5-7 лет перспектив у интернет-торговли в Татарстане нет никаких. «В основном все объясняется уникальным менталитетом. Когда поколение «чатов», «мессенджеров» и e-mail вырастет и обретет финансовую самостоятельность и благополучие, тогда и будут перспективы» — резюмировал он.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 31 раз, из них 1 посещений сегодня)
0