В прошлом году объем снимаемой с пластиковых карт наличности увеличился в полтора раза, но доля безналичных расчетов с помощью карт по-прежнему не превышает 7%. Привить гражданам доверие к пластиковым картам депутаты намереваются, узаконив нормы по оснащению торговых центров банкоматами и изменив правила налогообложения пользователей карт.

На днях стало известно о том, что банковский комитет Госдумы разработал поправки в законодательство по стимулированию безналичных платежей населения по пластиковым картам. В частности, как сообщает заместитель председателя комитета Анатолий Аксаков, местные власти в регионах получат право требовать установки платежных терминалов для пластиковых карт в торговых организациях с оборотом более 20 тысяч долларов в месяц.

Кроме того, предлагается внести поправки в Налоговый кодекс, согласно которым не будут облагаться налогом те бонусы, которые платежные системы устанавливают для клиентов, использующих пластиковые карточки для осуществления платежей. Однако сразу же вводится ограничение на предельный размер бонуса – он не должен превышать 10 тысяч рублей в год.

В прошлом году россияне обналичили по банковским картам около 2,6 триллиона рублей, что почти на 50% превышает показатели 2004 года. Больше чем наполовину выросло число эмитированных карт. Но доля безналичной оплаты товаров с помощью пластиковых карт на протяжении вот уже трех лет остается на уровне 7%, что примерно в 10 раз меньше, чем в Европе. Объем операций на одну карту незначительно снизился: в 2004 году он составлял 53 564 рубля, а в 2005 году – 51 353 рубля.

По уровню развития карточного рынка Челябинская область входит в пятнадцать наиболее развитых регионов России. Сегодня пластиковыми картами владеют более миллиона южноуральцев. Всего в обращении находится один миллион двести тысяч карт, что на треть превышает показатели прошлого года. Сегодня 38 местных банков и филиалов из 47 действующих на территории области эмитируют карты и обеспечивают расчеты с использованием карт 16 платежных систем. Как показывает статистика, жители области отдают предпочтение пластиковым картам международных платежных систем Visa и MasterCard, их доля за счет вытеснения отечественных конкурентов выросла до 58,2%.

Более чем в два раза вырос объем совмещенных пластиковых карт, предназначенных для проведения операций в двух системах, и достиг цифры 22,5 тысячи штук.

Динамичные темпы развития рынка пластиковых карт эксперты связывают с растущей популярностью зарплатных проектов, посредством которых компании получают банковские продукты с более лояльными условиями, а банки – массового клиента. В рамках зарплатных проектов используют пластиковые карты около восьмисот тысяч работников 2627 предприятий и организаций Челябинской области, на счета которых было перечислено за полгода около 23 миллиардов рублей. Первыми перечислять заработную плату сотрудникам на пластиковые карты стали крупные промышленные предприятия, сегодня в этот процесс все активнее включаются предприятия малого и среднего бизнеса.

«Внедрение зарплатного проекта позволяет прежде всего облегчить работу бухгалтерии и кассы предприятия, отказавшись от процедуры депонирования заработной платы и выдачи наличных денег работникам, в процессе которой зачастую возникают проблемы с отсутствием сдачи или купюр нужного номинала, – говорит главный специалист отдела розничных услуг челябинского филиала ОАО «Внешторгбанк» Илья Рощупкин. – Кроме того, это позволяет максимально упростить саму процедуру выдачи заработной платы: предприятию достаточно перечислить средства в банк и подготовить списки по зарплате сотрудников, при этом будет гарантированно сохранена конфиденциальность сведений. Немаловажно и то, что при переходе к выплате зарплаты по карточкам полностью снимается проблема получения, хранения и транспортировки денежных средств».

Не меньшую роль в развитии рынка пластиковых карт играет и рост объемов кредитования, с которым увеличиваются и количество карт, и суммарный объем обналичиваемых средств. По данным Росстата, объем кредитов, выданных гражданам, на начало 2006 года составил 1,2 триллиона рублей, увеличившись почти в два раза, на 616 миллиардов рублей.

Несмотря на рост популярности пластиковых карт, безналичная оплата товаров и услуг пока остается маловостребованной – ее доля в общем объеме операций с банковскими картами остается практически неизменной с 2003 года и составляет 7%. Более того, эксперты сходятся во мнении, что этот показатель достигнут в основном за счет более активного использования карт в качестве платежного средства в крупных городах-миллионниках, в небольших городах показатель гораздо ниже. Как свидетельствуют данные исследования, проведенного Главным управлением Банка России по Челябинской области, южноуральцы также гораздо чаще используют пластиковые карты для получения наличных денег (97,2% от общего объема операций), чем для безналичного расчета за товары и услуги. Между тем, в западных странах около 80% покупок совершаются путем безналичного расчета.

«Тенденция массового обналичивания средств, содержащихся на пластиковых картах, действительно наблюдается, но, как правило, только в первые месяцы использования карточной схемы выдачи заработной платы, так как со временем сотрудники предприятия начинают понимать, что тем самым они исключают для себя возможность получить дополнительный доход за счет начисления процентов на остатки карточного счета», – утверждает Илья Рощупкин.

Впрочем, как отмечают в Главном управлении Банка России по Челябинском области, доля сделок в торгово-сервисной сети также растет, чему немало способствует увеличение числа участников карточного рынка и расширение сферы участия уже задействованных кредитных организаций. За прошедший год значительно расширилась и инфраструктурная сеть: в 17 городах и поселках области впервые появилась техника, позволяющая получать наличные деньги и осуществлять расчеты с использованием банковских карт. Наиболее технически оснащенным, конечно, остается Челябинск, на чьей территории сосредоточено около половины всех банкоматов и электронных терминалов, за ним следуют Магнитогорск (16,7%) и Миасс (10,8%). Причем большая часть оборудования установлена в торговой сети, кафе и ресторанах, 15,7% – в кредитных организациях, 11,8% – на предприятиях сервиса: в автомастерских, частных клиниках, салонах красоты, парикмахерских, ателье и химчистках, гостиницах, отелях, аптеках, 8,4% – на автозаправочных станциях.

«На мой взгляд, Челябинск уже сегодня достаточно хорошо технически оснащен – в городе огромное количество магазинов, парикмахерских, аптек, заправок, где принимаются к оплате пластиковые карты, и этот рынок активно развивается», – говорит начальник отдела розничных банковских продуктов челябинского филиала «МДМ-Банка» Жанна Донская.

* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.

(Всего прочитано 10 раз, из них 1 посещений сегодня)
0