3 февраля в банке «Северная Казна» состоялся семинар, посвященный обсуждению функционирования системы «Интернетбанк — версия 3». В мероприятии приняли участие создатели новой версии системы «Интернетбанк», представители службы технической поддержки пользователей систем «Интернетбанк – версия3» и «Клиентбанк», руководители банка и клиенты, подключившиеся к этой системе.

Напомним, что 3 сентября 2005 года был завершен первый этап тестирования новой версии Интернетбанка, и частные клиенты получили доступ к системе «Интернетбанк-3». В течение последующих двух месяцев специалисты банка «Северная Казна» воплощали все те предложения и пожелания, которые были высказаны в процессе первого этапа тестирования. 28 ноября 2005г. начался второй этап тестирования, по итогам которого клиенты, высказавшие наиболее значимые предложения по улучшению новой версии системы «Интернетбанк», получили призы. Сейчас система дистанционного банковского обслуживания «Интернетбанк 3» — это уже массовый банковский продукт. Однако работа по совершенствованию системы, расширению функционала, устранению выявляемых технических трудностей не прекращается ни на день.

Огромный вклад в эту каждодневную работу вносят клиенты – пользователи системы «Интернетбанк 3»: ежедневно на форуме банка и в электронной почте специалистов появляется до 30 сообщений, в которых клиенты высказывают предложения, замечания и пожелания по функционированию системы. Однако виртуальное общение не всегда может снять все вопросы и разрешить все коллизии, возникающие у пользователей. Именно для обсуждения наиболее важных тем, вызвавших наиболее жаркие дискуссии на форуме, и была организована очная встреча всех заинтересованных лиц. Среди прочих, на семинаре обсуждался вопрос, значимый, в первую очередь для владельцев предприятий, осуществляющих расчетные операции посредством системы «Интернетбанк».

Дело в том, что для работы в системе «Интернетбанк» руководитель заключает с банком договор об обмене документами в электронном виде с использованием ЭЦП (электронной цифровой подписи) и генерирует свой собственный комплект криптографических ключей (ЭЦП). Полученная ЭЦП является аналогом собственноручной подписи руководителя, и подписанные с ее помощью электронные документы имеют такую же юридическую силу, как и обычные документы на бумаге, подписанные руководителем собственноручно. Многие руководители в силу своей занятости не могут заниматься всей бухгалтерией предприятия, и находят «простой выход» — передают ключ ЭЦП и пароль доступа к нему непосредственным исполнителям (бухгалтерам, экономистам, иным сотрудникам).

Однако, в случае передачи ЭЦП и пароля другому лицу, руководитель предоставляет такому лицу полный, ничем не ограниченный и неконтролируемый доступ ко всем своим счетам, как личным, включая пластиковые карты, так и к счетам предприятий, руководителем (заместителем, главным бухгалтером, иным распорядителем) которых он является! Ответственность за действия лица, получившего ЭЦП руководителя, целиком ляжет на самого руководителя, т.к. именно его подпись будет присутствовать во всех документах. Поэтому договором категорически запрещено передавать свой секретный ключ ЭЦП и пароль доступа к нему иным лицам! Специалисты банка разъяснили участникам семинара последствия выбора «простого пути» и рассказали о существовании несложных, но значительно более защищенных способов делегирования полномочий по управлению счетом. Так, если возникает необходимость допустить к управлению счетом другого сотрудника организации, данного сотрудника необходимо внести в карточку образцов подписей по соответствующему счету.

Для удостоверения полномочий на включение в карточку образцов подписей требуется предъявить: приказ (для должностных лиц предприятия, таких как: заместитель руководителя, гл. бухгалтер и т.п.), а также доверенность в простой письменной форме (для иных сотрудников предприятия, которых руководитель желает допустить к управлению счетом). После этого данный сотрудник генерирует свой собственный комплект ключей и получает право работать со счетом организации, подписывая документы своей ЭЦП, а не ЭЦП руководителя.

Также он сможет управлять всеми счетами, которыми имеет право распоряжаться, но не будет видеть личных счетов руководителя и не сможет управлять ими. Если же руководитель желает оставить за собой контроль над всеми документами и платежами, то он может изготовить и передать сотруднику специальный комплект ключей с ограниченными правами доступа. С такими ключами сотрудник сможет просматривать состояние счета организации (но не будет иметь доступа к просмотру личных счетов руководителя!), готовить на подпись документы (платежные поручения), но не сможет самостоятельно перечислять денежные средства.

Платежные поручения будут исполнены банком лишь после того, как руководитель подпишет их своей ЭЦП. Причем, просмотреть и подписать документы руководитель может позже, со своего компьютера. Для изготовления ключей с ограниченными правами необходимо обратиться в отделение банка «Северная Казна», где предприятием был открыт счет. На семинаре был затронут и вопрос о совмещении в работе предприятия двух систем дистанционного банковского обслуживания – системы «Клиентбанк» и Интернетбанка.

Обе системы обладают одинаковым функционалом, но, в отличие от Интернетбанка, система «Клиентбанк» стационарна и требует установки специального программного обеспечения. Благодаря подобной «стационарности» достигается более удобная интеграция с бухгалтерской системой предприятия. Исходя из этого, Клиентбанком пользуются, в основном крупные и средние предприятия с большим объемом проводимых по счету операций и бухгалтерских документов. Однако руководители предприятий, зачастую, не имеют возможности находиться в офисе постоянно. В этом случае, лучший выход – одновременное использование обеих систем дистанционного банковского обслуживания: бухгалтерия предприятия работает посредством «стационарного» Клиентбанка, а руководитель может контролировать проведение операций посредством Интернетбанка с любого компьютера, имеющего выход в глобальную сеть.

(Всего прочитано 13 раз, из них 1 посещений сегодня)
0