В существующей редакции статья 9 была настолько неоднозначно воспринята рынком, что ее вступление в силу было перенесено на 1 января 2014 года. Основным камнем преткновения стала обязанность как банка, так и клиента направлять уведомления о незаконной (совершенной без согласия клиента) операции. По мнению президента НП «Национальный платежный совет» Андрея Емелина, в существующей редакции статья создает возможности для мошенников получить деньги на законных основаниях.

С позицией НП «НПС», которую разделяет банковское сообщество и участники рынка, не согласен только Центробанк. Регулятор считает, что статья вполне доработана и никаких «драконовских мер» для банков по возмещению убытков клиентам после ее вступления в силу не последует.

При этом начальник управления регулирования и развития розничных платежных услуг департамента регулирования расчетов ЦБ РФ Вадим Кузнецов признал существование проблемы с уведомлениями о мошеннических операциях, которые идут через провайдеров. 

Напомним, согласно закону о НПС, в случае утраты электронного средства платежа (ЭСП) или его использования без согласия клиента последний должен уведомить об этом оператора по переводу денежных средств. На это отводится 1 рабочий день, следующий за днем совершения незаконной операции. После получения уведомления от клиента оператор обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента. Однако, если клиент в установленный срок не уложится (то есть, например, заметит незаконное списание спустя два дня), он не будет иметь право на возмещение утраченных средств. Оператор, в свою очередь, должен уведомлять клиента обо всех совершенных с использованием ЭСП операциях. При этом в законе ничего не говорится о том, каким способом он должен это делать, а также как проверить, что клиент получил/прочитал отправленное уведомление. Кроме того, в ч.13 ст. 9 сказано, что, если оператор не информирует клиента о совершенных операциях, он должен будет возместить клиенту сумму операции, о которой тот не был проинформирован и которая была совершена без его согласия.

По словам Андрея Емелина, суть предлагаемых НП «НПС» поправок в том, чтобы сохранить уведомления, но лишить их юридической значимости для привлечения любой из сторон к ответственности. При этом клиенту предлагается предоставить 30 дней для того, чтобы направить в банк заявление о возврате средств. Также предлагается разрешить банкам устанавливать лимиты на использование ЭСП и прописывать их в договоре. Другое важное изменение связано с тем, что во всех спорных случаях клиент будет обязан сначала обратиться в банк и только потом — в суд. Таким образом, как надеются в НПС, большинство спорных вопросов можно будет решить в досудебном порядке.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» направлен Председателю Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Бурыкиной, Министру финансов Силуанову, Министру экономического развития Улюкаеву, Председателю Банка России Набиуллиной, Президенту Ассоциации российских банков Тосуняну, Президенту Ассоциации региональных банков России Аксакову и Заместителю Министра финансов Моисееву.

По материалам Российской Газеты.
 

(Всего прочитано 34 раз, из них 1 посещений сегодня)
0