Поправки, ухудшающие положение владельцев т.н. предоплаченных карт, содержатся в обновленном положении Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Согласно ему, с 1 июля 2013 г предоплаченные банковские карты могут использоваться лишь для операций с электронными денежными средствами.

Сейчас закон «О национальной платежной системе» предусматривает, что юридические лица могут осуществлять электронные платежи в пользу граждан (что и происходит при возврате товара, купленного онлайн) только в случае, если граждане имеют персонифицированный электронный кошелек (зарегистрированный с указанием паспортных данных). Однако это ограничение не распространялось на предоплаченные карты (в т.ч. виртуальные), привязанные к неперсонифицированным электронным кошелькам. На 1 января 2013 года всего было эмитировано 48 млн предоплаченных карт, причем большинство из них, по словам участников рынка, не персонифицированы. Сейчас при оплате такими картами и дальнейшем отказе от покупки проблем с возвратом денежных средств не возникает. Но такой порядок будет действовать лишь до 1 июля.

«Одним из негативных последствий этих изменений для потребителя станет то, что с 1 июля владельцы предоплаченных карт и электронных кошельков, созданных на базе таких карт, фактически не смогут вернуть деньги, уплаченные с помощью этих средств, в случае возврата товара», — поясняет один из участников встречи с представителями регулятора.

Именно законодательная неопределенность относительно порядка возврата средств в таком случае стала причиной, по которой ЦБ сегодня просят отсрочить вступление в силу данного положения до 1 января 2014 года. Предполагалось, что устранить правовые коллизии помогут поправки в закон о НПС, предусматривающие возможность получения гражданином электронных средств от юрлица в случае отказа покупателя от товара (работы, услуги) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Однако законопроект все еще не рассматривался Госдумой, а в ЦБ к доводам участников рынка платежных систем пока прислушаться не пожелали.

«Масштабы рисков, связанных с попытками обналичивать средства через предоплаченные карты (именно такими рисками ранее ЦБ мотивировал ограничение операций по предоплаченным картам лишь электронными переводами), несопоставимы с неудобствами от таких нововведений для обычных граждан», — считает председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

В промежуток между вступлением в силу положения ЦБ и принятием поправок к закону об НПС участникам рынка придется решать проблемы с гражданами на свое усмотрение, считают эксперты. «В случае возврата товара, приобретенного с помощью «анонимного» кошелька или карты, покупателю для получения денежных средств придется предоставить магазину реквизиты своего банковского счета или принять деньги наличными, — поясняет председатель совета директоров Киви-банка Борис Ким. — Хотя сейчас такая схема обратных расчетов в электронной торговле не принята, так как для магазина затруднительно проверить, действительно ли получить деньги пытается покупатель товара».

Впрочем, некоторые игроки надеются, что, возвращая клиентам средства от юрлиц даже при прямом законодательном запрете, но при наличии веских доказательств добросовестности клиентов, с претензиями ЦБ они не столкнутся. «Мы считаем возможным проводить возвраты от интернет-магазина к частному лицу, когда речь идет о явной компенсации за непредоставленный товар или услугу и если возврат проводится на тот счет, с которого была совершенна покупка,— пояснили в пресс-службе «Яндекс.Денег». — Такую позицию высказывали представители самого ЦБ на нескольких встречах с платежными системами». Впрочем, официально эта позиция ни в каких документах не закреплена.

По материалам Коммерсантъ.

(Всего прочитано 34 раз, из них 1 посещений сегодня)
0