Таковы ключевые тезисы, прозвучавшие на прошедшей вчера онлайн-конференции «Пластиковые карты в России: на пути к цивилизованному рынку», которую провела информационная группа Finam.ru. 

По данным Центробанка, количество эмитированных пластиковых карт в России составило более 190 млн штук, при этом объем операций по пластиковым картам по итогам 2011 года превысил 16 трлн руб. (+33% г/г). Однако основная масса держателей пластиковых карт использует их для снятия денежных средств в банкоматах, тогда как доля безналичной оплаты товаров и услуг составила в 1 кв. 2012 г. всего 15% (66 млрд руб.).

По словам директора по розничным банковским продуктам ЗАО «Банк ФИНАМ» Антона Рудя, в России карточный бизнес, по сути своей, начался не с активного развития инфраструктуры для приема карт (как это было на Западе), а с активного развития зарплатных проектов. В итоге эмитированных карт в стране оказалось в разы больше, чем мест, где ими можно пользоваться по назначению.

Основная причина непопулярности пластиковых карт при расчетах – молодость российского банковского рынка, соглашается с коллегой заместитель председателя правления «Связного Банка» Евгений Давыдович: «Я уверен, что в перспективе 5-10 лет большинство транзакций потребителей в экономике (по крайней мере, в «белой» ее части) будет происходить в безналичной форме».

В свою очередь, руководитель управления развития платежных систем и услуг электронной коммерции «Нордеа Банк» Ольга Снегирева выделила ряд факторов, влияющих на активность использования банковских карт в России. «Во-первых, недостаточное развитие сети приема банковских карт (в особенности, за пределами крупных городов). Во-вторых, сила привычки. Многие россияне, даже получая зарплату на карту, тут же снимают ее и тратят в течение месяца наличность. Должно пройти еще много времени, чтобы население привыкло к тому, что безопаснее и удобнее пользоваться банковскими картами. Но определенные шаги в этом направлении уже есть: сегодня большая часть крупных, средних и даже малых компаний перечисляет зарплату на банковские карты, развивается интернет-коммерция и возможности проведения дистанционных платежей».

Слабое развитие инфраструктуры по приему банковских карт к оплате связано с высокой стоимостью эквайринга, которая в большей степени продиктована новизной системы для российского рынка, говорит генеральный директор CreditCardsOnline.ru Андрей Гузаиров: «Со временем пользователей пластика будет все больше, и востребованность POS-терминалов будет неизбежно возрастать. Вместе с тем, технологии ритмично обновляются и дешевеют. Осмелюсь даже предположить, что со временем установку POS-терминалов банки будут производить бесплатно для своих клиентов, как это уже сейчас происходит с установкой Wi-Fi-роутеров провайдерами сети интернет».

Дальнейшему увеличению доли безналичных расчетов по картам способствует появление различных программ и проведение маркетинговых акций – ко-брендинговые карты, предоставление скидок в компаниях-партнерах, возврат части суммы операции на карту («cash-back»), программы лояльности, бонусные программы и др., отмечает г-жа Снегирева: «Правительство РФ также способствует развитию сети приема банковских карт. Так, например, Минфин разработал проект закона об ограничении оборота наличных денег, согласно которому предприятия торговли (услуг) с определенным оборотом должны будут в обязательном порядке устанавливать терминалы для приема банковских карт».

(Всего прочитано 57 раз, из них 1 посещений сегодня)
0