Две трети российских интернет-пользователей работают хотя бы с одной системой интернет-банкинга, однако рост аудитории этого наиболее популярного канала ДБО фактически остановился. Таковы главные выводы третьей волны ежегодного онлайн-опроса e-Finance User Index 2016, проведенного аналитическим агентством Markswebb Rank & Report в ноябре — декабре 2015 г.

интернет-банкингСогласно исследования, 97% интернет-пользователей в РФ являются клиентами российских банков как частные лица: имеют хотя бы одну банковскую карту, счет, вклад или непогашенный кредит. 75% банковских клиентов, регулярно выходящих в Интернет, используют хотя бы один канал дистанционного доступа к своим картам, счетам и другим банковским продуктам.

Интернет-банк является наиболее популярным дистанционным каналом банковского обслуживания. Хотя бы одним интернет-банком пользуются 35,3 млн человек (64,5%). При этом число пользователей интернет-банкинга в России за год не изменилось. Рост аудитории интернет-банкинга, наблюдавшийся в предыдущие годы, фактически остановился.

Львиная доля респондентов пользуется интернет-банком «Сбербанк Онлайн»: более 28 млн человек или 81,8% всех пользователей интернет-банкинга в РФ. Второе, третье и четвертое места по количеству пользователей занимают интернет-банки таких кредитных организаций, как ВТБ 24, Альфа-Банк и Тинькофф Банк, которыми пользуются 9,1%, 7,1% и 6,2% аудитории онлайн-банкинга в России соответственно.

Интернет-банкинг широко распространен как канал банковского обслуживания в населенных пунктах любого размера. Среди россиян, проживающих в городах с населением менее 100 тысяч жителей, поселках городского типа, деревнях и селах, более 58% интернет-пользователей пользуются хотя бы одним интернет-банком.

Мобильными банковскими приложениями для смартфонов и планшетов в России пользуются 18,1 млн человек или 33% российской интернет-аудитории. Как и в интернет-банкинге доминирующим по количеству пользователей мобильным банком являются мобильные приложения Сбербанка – ими пользуются 14 млн человек или 78% всей аудитории мобильного банкинга. Второе, третье и четвертое места занимают мобильные приложения ВТБ24, Альфа-Банка и Банка Тинькофф, которыми пользуются 8%, 6% и 5% пользователей мобильного банкинга в России.

С точки зрения активности использования для оплаты услуг мобильные банковские приложения заметно отстают от интернет-банков. Так оплату жилищно-коммунальных услуг в интернет-банке проводят 47% пользователей интернет-банкинга, а в мобильном банке – только 24%. Налоговые платежи и оплату штрафов ГИБДД в интернет-банке совершают 20% и 15% пользователей интернет-банкинга, соответственно, а в мобильном банке 8% и 11%.

С другой стороны, мобильные банковские приложения достаточно активно используются для совершения различных переводов. Переводы другим клиентам внутри банка через мобильные приложения совершают 41% пользователей, между своими собственными счетами и картами – 33%, погашают задолженность по кредитным картам и кредитам – 25%. Аналогичные операции в интернет-банке совершают 47%, 45% и 35% пользователей интернет-банкинга, соответственно.

30 млн человек или 55% российской аудитории интернета пользуются хотя бы одним сервисом электронных денег или электронным кошельком. Лидирующие позиции в сегменте электронных денег занимают Яндекс.Деньги (59% пользователей электронных денег), VISA Qiwi Wallet (54%) и WebMoney (51%). Так же в пятерку крупнейших сервисов электронных денег в России вошли PayPal и BitCoin – этими сервисами пользуются 32% и 6% всех российских пользователей электронных денег.

Несмотря на большую аудиторию, сервисы электронных денег заметно проигрывают интернет-банкам и мобильным банковским приложениям по активности проведения платежей и переводов. Среди сегментов, в которых сервисы электронных денег по-прежнему опережают банковские онлайн-сервисы, остаются оплата покупок в интернет-магазинах и покупка цифрового контента (музыки, фильмов, игр и программного обеспечения).

Почти 44 млн человек, или 80% российских интернет-пользователей, совершают хотя бы одну онлайн-покупку за месяц. Более половины онлайн-покупателей в России за месяц делают покупки более чем в пяти товарных категориях. Наиболее популярные категории онлайн-покупок в России: одежда, обувь и аксессуары (47% онлайн-покупателей), еда и товары личного потребления, включая косметику и лекарства (40% онлайн-покупателей), а также электроника, не включая компьютерную технику и бытовую технику (36% онлайн-покупателей).

Практически во всех товарных категориях в среднем 10—15% онлайн-покупок совершается со смартфонов или планшетов. В отдельных категориях доля мобильных онлайн-покупателей становится существенно выше. В частности, в категории доставки готовой еды около 40% онлайн-покупателей совершают заказ с мобильного устройства.

Доминирующими способами оплаты онлайн-покупок являются оплата наличными и оплата картой онлайн путем ввода ее реквизитов на сайте или в мобильном приложении магазина. В зависимости от товарной категории соотношение наличных и карт в оплате заказов различается кардинально. Так, при оплате холодильников 65% покупателей предпочитают наличные и лишь 15% оплачивают заказ картой онлайн. В категории автомобильных запчастей оплата картой онлайн (не включая использование карт, привязанных к личному кабинету в магазине или электронному кошельку) занимает 29%, примерно столько же (27%) составляет оплата наличными.

(Всего прочитано 131 раз, из них 1 посещений сегодня)
1