Что происходит в кризис с платежами в интернете на фоне инфляции и общего падения покупательной способности россиян? По данным Росстата, в январе-августе 2015 года в сравнении с январем-августом 2014 года рост цен составил почти 16%. При этом, по статистике Петростата, падение реальных доходов граждан за девять месяцев 2015 года (за вычетом инфляции) достигло 6%.

интернет-платежиГруппа компаний ASSIST собрала статистику* по онлайн-платежам, сравнив докризисный период (январь-сентябрь 2014 года) с кризисным (январь-сентябрь 2015 года). Данные анализировались по следующим критериям: соотношение различных видов банковских карт как способов оплаты товаров и услуг в интернете, величина среднего чека в зависимости от типа карты, а также частота и средний чек покупок по домохозяйствам.

Согласно полученным ASSIST данным, соотношение использования дебетовых и кредитных карт россиянами изменилось незначительно. В 2015 году покупатели использовали дебетовые карты для оплаты покупок и услуг в интернете на 5% чаще, чем в 2014 году, если считать по числу транзакций. Вероятно, одной из причин этому стало сокращение потребительского кредитования, ужесточения условий выдачи кредитов и уменьшения кредитных лимитов, что, соответственно, повлияло на количество оплат, производимых с кредитных карт.

Если посмотреть на это распределение в денежном выражении, то в докризисный и кризисный периоды практически не изменилось. Сравнивая его с распределением по числу транзакций, видим, что дебетовых карт на рынке больше, чем кредитных, а суммы транзакций по ним, напротив, меньше.

При рассмотрении распределения типов карт по категориям «электронные», «классические» и «премиальные», выяснилось, что за первые 9 месяцев 2015 года количество транзакций, совершенных по электронным картам, выросло на 2% по сравнению с тем же периодом 2014 года, количество транзакций по классическим картам сократилось на 2%, а по премиальным – осталось без изменения. Распределение по этим же типам карт в денежном выражении практически не изменилось.

На этом фоне, по данным ASSIST, средний чек покупок уменьшился по кредитным картам на 2%, по дебетовым – на 14%. Возможно, это связано с тем, что покупательная способность владельцев кредитных карт изменилась в меньшей степени, чем у держателей дебетовых карт. Однако в целом для онлайн-платежей в кризис характерна тенденция сокращения суммы покупок при одновременном увеличении числа транзакций. Иными словами, оплачивать товары и услуги банковскими картами стали чаще, однако суммы покупок уменьшились. Не исключено, что одной из причин этому могла стать растущая популярность товарных категорий с небольшим средним чеком, например, повседневных товаров, которые стали чаще заказывать через интернет.

Сильнее всего изменился средний чек по электронным картам – он упал на 18%. По классическим картам этот же показатель снизился на 4%, а по премиальным вырос на 1%.

Таким образом, покупатели стали чаще расплачиваться в Сети дебетовыми электронными картами, при этом по ним же произошло самое серьезное падение среднего чека. У обеспеченной части населения, владеющей премиальными картами (15% от общего числа транзакций и 25% покупок в денежном выражении), средний чек покупок остался на уровне примерно в 2-3 раза выше, чем у остальных кардхолдеров.

Если рассматривать статистику в разрезе домохозяйств (групп лиц, объединенных отношениями родства или брака), то среднее количество транзакций на одно домохозяйство (общее количество покупок, разделенное на количество домохозяйств) выросло на 14%. То есть, если за первые девять месяцев 2014 года одно домохозяйство совершало в среднем 2,85 транзакции (менее одной покупки раз в три месяца), то за тот же период 2015 года этот показатель составил 3,25 транзакции (более одной покупки раз в квартал).

Средний чек по домохозяйствам упал на 2% (учитывались все онлайн-платежи, в т. ч., по банковским картам и электронным кошелькам). При этом общий объем покупок в денежном выражении увеличился на 11%. С учетом инфляции, составившей за рассматриваемый период 16%, оказывается, что рынок показал не рост, а падение на 5%.

* Приведенная статистика основана на анализе платежей клиентской базы провайдера электронных платежей ASSIST, и может отличаться от статистики иных платежных операторов.

Источник: ASSIST

(Всего прочитано 171 раз, из них 1 посещений сегодня)
5