Алексей БухановАлексей, в этом году холдинг OZON.ru празднует 15-летие; с уверенностью можно сказать, что его развитие шло вместе с развитием всего рынка e-commerce России. Что происходило тогда, в «лихие девяностые», на только зарождающемся в стране рынке электронной коммерции?

Алексей Буханов (А.Б): Что тут скажешь… Все очевидно. Простых интернет-пользователей было совсем немного, уже не говоря о покупателях. Интернет-магазины, конечно, были, но их было, мягко говоря, ограниченное количество. Да и скорость интернета была просто не сопоставима с той, которая есть у пользователей сейчас. Но уже тогда, в эти самые «лихие девяностые», было понимание, что скоро, совсем скоро все изменится коренным образом. И вот прошло несколько лет. Мы видим, как рынок резко пошел в рост и изменился до неузнаваемости: интернет-магазинов в нашей стране теперь десятки тысяч, а количество интернет-пользователей – самое большое в Европе. Хотя, справедливо будет отметить, что именно в интернете совершают покупки относительно немного человек. Поэтому потенциал все еще огромный.

Но все-таки на сегодняшний день совершение покупки через интернет – не просто один из способов оплаты, а веяние современной культуры, некий показатель «продвинутости» пользователя. Какие тренды на рынке e-commerce Вы можете отметить применительно к OZON.ru?

(А.Б): Основной тренд, который я могу отметить, – это увеличение продаж в регионах. За ними будущее, на мой взгляд. Ведь уже сегодня региональные продажи OZON.ru превышают продажи в столицах. И их доля будет только расти.

Ситуация с доставкой постепенно улучшается. Наша компания «О-Курьер», которая входит в холдинг OZON и специализируется на доставке, строит логистическую сеть по всей России уже много лет. И мы видим результаты: сегодня у нас более 2100 пунктов выдачи заказов в России и Казахстане. Более 80% заказов OZON.ru доставляет именно «О-Курьер». Более того, «О-Курьер» уже доставляет и заказы других интернет-магазинов!

Компания Ozon.ru ежегодно входит в ТОП самых успешных компаний Рунета; обороты компании постоянно растут. Правда ли, что большинство Ваших клиентов все-таки предпочитает оплату курьеру наличными?

(А.Б): Абсолютная правда! Более 80% заказов оплачиваются наличными при получении.

А какова ситуация с электронными платежами?

(А.Б): Вы и сами понимаете, какая ситуация, раз у нас 80% заказов оплачиваются наличными. На банковские карты приходится около 10-12% и оставшиеся – на различные варианты электронных денег.

Предпринимаете ли Вы какие-нибудь попытки по изменению ситуации? Все-таки увеличение оплат при помощи электронных платежей через сайт значительно упрощает жизнь ритейлеру.

(А.Б): Да, конечно: увеличение процента электронных платежей – в наших интересах. Во-первых, такие платежи – это предоплата. А это значит, что уменьшаются издержки, обусловленные отказами от размещенных заказов. Да и средний чек при безналичной оплате, как правило, выше среднего чека в целом, причем гораздо выше: на 20-25%.

Поэтому увеличение доли безналичных платежей выгодно для нас. Мы не стоим на месте и проводим активную политику стимулирования безналичных оплат. Мы планомерно и настойчиво приучаем нашего покупателя к тому, что делать безналичные платежи не только удобно, но и безопасно. Как результат – доля безналичных платежей год от года увеличивается, хотя все еще находится на относительно невысоком уровне.

Расскажите о конкретных примерах.

(А.Б): С удовольствием. Ежегодно у нас проходит ставшая уже традиционной совместная акция с компанией MasterCard. Механика акции столь же проста, сколь эффективна: мы компенсируем покупателям стоимость курьерской доставки и доставку в пункт выдачи заказов при оплате картой MasterCard. Во время акции нам удается увеличить количество безналичных оплат более чем в 2 раза!

Также в течение всего года мы совместно с разными банковскими структурами проводили несколько менее масштабных акций, направленных на увеличения доли карт конкретного эмитента. В этом случае, плюс ко всему, мы можем рассчитывать на дополнительный маркетинговый бюджет, который также формирует нашу прибыль.

Алексей, Вы говорите об удобстве и безопасности электронных платежей. За счет чего они достигаются?

(А.Б): Все просто. Когда пользователь платит со своего компьютера известному сайту с хорошей историей, соблюдая все необходимые меры безопасности, риски практически сведены к нулю. Процессинг платежей по банковским картам в OZON.ru осуществляется известным провайдером ASSIST – технологическим лидером России и обладателем многочисленных сертификатов о соответствии требованиям безопасности платежей. Поэтому мы спокойны; для нас очевидно, что безналичный платеж, в том числе проводимый посредством банковской карты, безопаснее и удобнее банальной наличности.

Планируете ли Вы увеличивать обороты безналичных платежей в целом?

(А.Б): Да, планируем, и не только по банковским картам. Уже сейчас мы принимаем электронные деньги, что, в общем-то, ноу-хау не является. Недавно открыли прием мобильных платежей, хотя это пока менее распространенный способ безналичной оплаты. Говоря откровенно, увеличение процента безналичных платежей, в том числе платежей по банковским картам, – это одна из наших стратегических задач.

Вы активно развиваете «безнал» в рамках функционирования OZON.ru. А как Вы считаете, в целом за какими способами оплаты будущее? Сможет ли «безнал» когда-нибудь победить «нал»?

(А.Б): Интересная постановка вопроса! По моему мнению, «нал» и  «безнал» будут существовать параллельно довольно долго. Вы и сами видите, что для жителей столиц оплата «пластиком» уже стала довольно рутинной операцией. Жители регионов пока не столь лояльны банковским картам. Причин этому несколько, все они известны. И до тех пор, пока у нас сохраняется потенциал роста в регионах, будет актуален и прием наличных платежей. В будущем, конечно же, возможно все! Моя фантазия подсказывает мне, что рано или поздно само понятие «способ платежа» перестанет быть актуальным в принципе. И для того чтобы совершить покупку, достаточно будет просто идентифицировать себя. Представиться системе – и вот, Вы покупатель.

Подготовила: Юлия Чевела, PR-менеджер ASSIST, специально для MoneyNews

(Всего прочитано 116 раз, из них 1 посещений сегодня)
0