Раиса Назмутдинова, Вице-президент АКБ "РУССЛАВБАНК" (ЗАО)MoneyNews (MN): 3 августа прошлого года CONTACT официально стала первой в России платежной системой, а «Русславбанк» получил статус ее оператора. Всему этому ведь предшествовала огромная подготовительная работа, связанная с проверкой правил платежной системы на соответствие требованиям ФЗ «О национальной платежной системе». Расскажите об этом подробнее.

Раиса Назмутдинова (Р.Н.): Подготовительная работа, безусловно, проведена большая. Но нам не пришлось перестраивать систему, мы скорее провели организационно-технические мероприятия. Подготовка к изменениям платежной деятельности проводилась по мере поступления информации еще на стадии формирования законодательных положений. При оформлении документации, необходимой для регистрации, мы также ориентировались на мировую практику функционирования платежных систем, поскольку к тому времени система CONTACT более десяти лет успешно работала на международном рынке и вела свою деятельность с учетом особенностей западного платежного рынка и электронной коммерции. А положения закона об НПС как раз сформулированы на основании мировой практики. Кроме того, мы сотрудничаем с российскими электронными платежными системами, фактически обеспечивая трансформацию электронных денег в наличные и наоборот. Поэтому нам было абсолютно ясно и понятно движение правового поля финансово-платежного рынка.

MN: Итак, ФЗ за номером 161 «О национальной платежной системе» вступил в силу. Документ, с одной стороны, давно ожидаемый участниками рынка и можно даже сказать выстраданный, а с другой – должным образом не учитывающий и не защищающий интересы банков. Каково Ваше отношение к новому закону?

Р.Н.: Интересы участников рынка – как банков, так и НКО – полностью соблюдены в Законе и учтены в соответствии с их потребностями и необходимостью осуществлять свою деятельность в едином правовом пространстве. Поэтому для нас документ был ожидаем и, на мой взгляд, не столько ущемляет интересы банков, сколько приводит всех игроков в регулируемую зону соответствия общим правилам рынка. Ни для кого не секрет, что до принятия Закона должным образом регулировалась только банковская система, в то время как многие компании создавали параллельный финансовый рынок, неподконтрольный каким-либо надзорным органам. Понятия «электронных денег» на уровне законодательных и нормативных актов вообще не существовало, однако в реальности оборот средств электронной коммерции рос ежегодно, по разным оценкам, на 25-30 процентов, и к принятию Закона значительно превышал 100 млрд рублей. Данная ситуация создавала для банков не только неравные условия, но и ставила их в менее выигрышную конкурентную позицию.

MN: Вступление в силу закона о НПС, а также получение статуса платежной системы: не повлияет ли это на стоимость услуг системы CONTACT в сторону их увеличения? Или же изначальное развитие CONTACT в рамках банковской системы Русславбанка полностью снимает эту проблему?

Р.Н.: Находясь в  конкурентной среде, мы всегда проводили взвешенную тарифную политику, поэтому цена услуг Системы для наших участников – партнеров и клиентов не изменилась. Ни закон, ни наш новый статус и в дальнейшем не повлечет за собой повышения стоимости услуг CONTACT.

MN: Новый закон наделил «Русславбанк» правом эмитировать электронные деньги. Стоит ли ожидать в ближайшее время появления полноценных электронных кошельков в системе CONTACT  (в т.ч. с возможностью оплаты услуг через Интернет)? И вообще насколько сегодня может быть востребован собственный платежный интернет-сервис или оплата через «физические» точки и банковские отделения у вас пока вне конкуренции?  

Р.Н.: Электронный кошелек Системы существует уже более двух лет в виде универсального платежного интернет-сервиса CONTACT24. Собственно, само создание данного сервиса стало ответом на требования рынка – поскольку пожелания о выводе сервисов в интернет нам достаточно часто озвучивали партнеры и клиенты. В настоящее время востребованность сервиса достаточно высокая – увеличивается число активных пользователей, расширяется спектр возможностей, открываются новые направления. Стоит отметить, что происходит это без активной рекламной и маркетинговой поддержки.

До 1 июля 2013 года платежный сервис действует на основе эмитирования предоплаченных банковских карт. К моменту вступления в силу изменения 161-ФЗ мы пересмотрим нашу политику и, при необходимости, приведем в соответствие с требованиями Закона.

MN: Расскажите, пожалуйста, подробнее, как обстоят дела у системы CONTACT с мобильными платежами и переводами? Наблюдаете ли спрос на такие услуги и как планируете их развивать?

Р.Н.: Сейчас мы активно развиваем услуги Системы в формате account-to-cash с помощью мобильных устройств. Само понятие «мобильность» предполагает обязательность выполнения условия – денежный перевод должен осуществляться в режиме реального времени, при этом доступ к сервису должен быть быстрым и простым. С точки зрения более узкого понимания — мобильные платежи воспринимаются как услуги по переводу средств, которыми можно воспользоваться с помощью сотовых телефонов. 

Если говорить об on-line сервисах Системы, то в течение двух лет CONTACT совместно с партнерами открывает своим клиентам различные виды доступа к своим сервисам с помощью мобильных устройств: как в виде простых sms-команд, так и путем создания специальных приложений для наиболее популярных операционных систем. В частности, мы успешно реализовали такие проекты в мобильных банкингах всех операторов большой тройки, что позволяет нашим клиентам осуществлять с мобильного телефона денежные переводы в 100 стран мира, где бы при этом они не находились.

MN: Традиционно в структуре платежей CONTACT лидируют платежи физических лиц по банковским кредитам. Между тем, далеко не многие знают, что заплатить без комиссии по системе CONTACT, например, за сотовую связь, сегодня можно практически в любом банке через операциониста или в салоне мобильного оператора. Сложившееся положение вещей как-то будет меняться в последнее время?

Р.Н.: Действительно в настоящее время владелец телефона имеет достаточно большой спектр возможностей оплаты услуг сотового оператора. Система не ставила и не ставит оплату сотовой связи приоритетом платежных услуг.

В сравнении с другими сервисами платеж за телефон более простой вид услуги и с небольшим средним чеком – от 150 до 500 рублей. Его удобней осуществлять в терминале самообслуживания, нежели в кассе банка. Для банковского офиса это скорее сопутствующая услуга для плательщика. Клиент приходит в CONTACT с намерением перевести деньги в другой город или страну, пополнить счет в банке, погасить кредит, оплатить туристическую поездку или забронированный авиабилет – вполне возможно, что при этом ему будет необходимо пополнить баланс мобильного телефона.

Тенденции последнего времени заключаются в том, что плательщики все чаще совершают повседневные платежи в сети Интернет и мобильном банкинге. CONTACT24 — сервис, который очень активно используют пользователи для оплаты сотовой связи.

MN: Давайте попробуем смоделировать вполне обозримое будущее, учитывая, что акцент рынка будет неизбежно смещаться из «оффлайна» в «онлайн». Благодаря каким конкурентным преимуществам в этих меняющихся условиях Вы смогли бы не просто удержать прежних клиентов, но также удивлять и привлекать новых? Что лично я смогу для себя выиграть, если останусь клиентом системы CONTACT через 5 лет?

Р.Н.: Мы, безусловно, знаем, что нужно нашему клиенту и как привлечь новых. Мультиканальность и многообразие платежных предпочтений – это наши возможности и преимущества уже сегодня.

Все секреты в области новаций раскрывать не буду, но стратегические векторы можно обозначить. Основной ориентир, безусловно, направлен на потребности клиента – мобильного по своему образу жизни и требовательного к универсальности платежного сервиса.

Мы даем возможность клиенту переводить средства не только в оффлайн офисах, используя наличные денежные средства. Клиент может воспользоваться услугой как классическим способом в отделениях банка, так и используя онлайн сервисы — через интернет или приложения в своих мобильных телефонах.

Мы стремимся обеспечить нашего плательщика полным пакетом услуг в одном окне – для этого реализуются кредитные и карточные программы, вводятся разнообразные платежные инструменты, расширяются каналы оплаты.

Уже сегодня CONTACT — одна из немногих систем на российском рынке, готовых предложить клиенту возможность управлять своими финансами любым доступным для него способом и посредством того инструмента, который будет ему удобен — карты, телефоны, интернет и другие сервисы самообслуживания.

Предлагаю Вам и всем посетителям портала MoneyNews вернуться к разговору через некоторое время, чтобы обсудить, насколько Ваши предпочтения совпали с нашими возможностями. Ждем Вас в CONTACTе!

(Всего прочитано 57 раз, из них 1 посещений сегодня)
0