Открывавший секцию про электронные платежи Олег Покровский сходу заявил, что никакого кризиса рынок не испытывает, а ощущает лищь некоторое замедление темпов роста. По статистике Robokass’ы, как и в случае с реальной валютой в мире электронных денег пользователи также все больше предпочитают отказываться от долларов (WMZ) в пользу рублей. Отмечается увеличение показателей платежных систем «Яндекс.Деньги» и MoneyMail, растут и «терминальщики» — QIWI и «Элекснет«. При этом «Единый кошелек«, WebMoney и RBK Money, как выразился Олег Покровский, «стоят на месте», и ему искренне жаль платежные системы, которые сейчас находятся на стадии стартапа, т.к. вход на рынок для них сейчас сильно осложнен. Из озвученных им статистических данных запомнилось, что примерно по 40% платежей, проходящих через сервис Robokassa, обеспечивают «Яндекс.Деньги» и WebMoney. Причем средний платеж через «Яндекс.Деньги» составляет немногим менее 700 рублей.

Заместитель генерального директора «Яндекс.Денег» Наталья Хайтина свой доклад полностью посвятила собственной компании, и забегая вперед, стоит отметить, что ее примеру последовали и остальные спикеры секции. «Яндекс.Деньги» продолжают расти не только в рублях, но и в долларах, и основной задачей для платежной системы сегодня остается привлечение новичков и непрофессионалов в сфере электронных денег. Решать ее планируется путем упрощения и удешевления системы ввода. Размер комиссии в переживающих сейчас пик популярности терминалах зачастую слишком велик (5-6% в «Элекснете» и QIWI), поэтому «Яндекс.Деньги» будут всячески пытаться донести до своих клиентов, что это не самый выгодный способ ввода денег в Интернет.

Акцент будет смещен на ввод через банковскую карту (сейчас в системе «Яндекс.Деньги» ими пользуются 12% абонентов), где комиссия колеблется в пределах 0-2%. Тем более, что, по словам г-жи Хайтиной, после проекта с «Русским Банком Развития» финансово-кредитные учреждения потянулись к «Яндекс.Деньгам» «косяком». В рамках совместного проекта «Яндекс.Денег» и «Альфа-Банка» уже привлечено порядка 15 тысяч клиентов, а его оборот уже достиг 60 млн рублей.

Артем Фомичев, начальник отела маркетинга WebMoney Transfer, рассказывал, в основном, о недавно запущенном Keeper Mini.  Он подчеркнул, что данное решение будет интересно тем пользователям, которые между удобством и безопасностью выбирают первое. Описав особенности идентификации по отпечатку пальца, он перчислил «антикризисные» предложения WebMoney: кредитную биржу, долговые сервисы и золотые кошельки. Директор по внешним связям компании Петр Дарахвелидзе добавил, что сегодня до 25% регистраций и транзакций в системе осуществляется с помощью мобильных устройств.

Руководитель «Единого кошелька» Константин Шилов, вслед за Натальей Хайтиной, рассуждал о важности привязки кошельков к банковским картами, а также рассказывал о перспективах своей компании на зарубежных рынках, в частности ЮАР. Виктор Достов, возглавляющий PayCash, привел цитату из Бориса Гребенщикова, так и не дав четкого ответа на вопрос о том, где «та молодая шпана», что потеснит нынешних лидеров рынка. По его мнению, мобильные платежи, которые в ближайшем будущем могли бы стать доминирующим способом оплаты товаров и услуг, таковым все равно не станут.

Председатель совета директоров «Океан Банка» Владимир Гранкин потратил все отведенное ему на выступление время на презентацию сервиса «Платеж.Ru». Сергей Тулаев, генеральный директор Planet3, заявил, что «мобильные платежи затыкают дыру в рынке, которую невозможно заткнуть иначе», имея в виду незапланированность и спонтанность покупок, оплачиваемых посредством мобильного телефона. Назвав 2008-ой «годом победного шествия мобильных платежей», он перешел к теме микроплатежей. По словам Сергея Тулаева, за последние два года ими воспользовались 25-30% аудитории Рунета. Он также отметил, что микроплатежи «приучают» пользователей платить, что облегчает их последющее знакомство и с другими платежными системами.

Аркадий Глазов, менеджер по маркетингу «Личного кабинета» QIWI, отпраздновавшей на прошлой неделе свой первый день рождения, в подробностях рассказывал о том, как продавцы и поставщики услуг могут попасть в самую крупную российскую сеть платежных терминалов.

Отвечая на вопросы из зала, практически все докладчики сошлись во мнении о том, что крупнейшая в мире система онлайновых микроплатежей PayPal не будет иметь большого успеха в России, даж если официально выйдет на рынок нашей страны. Пустовавшие ранее ниши уже заняты другими игроками, и PayPal будет тяжело бороться с ними за клиентов, если она будет предлагать все тот же набор услуг, что и сейчас. Кроме того, представители всех компаний недвусмысленно дали понять, что выступают против резких изменений в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Более интересной обещала стать секция про e-travel и электронные билеты, но, забегая вперед, можно сразу отметить, что эти ожидания не оправдались. Заполненный битком к ее началу зал в конце затянувшейся секции опустел.  Конечно, не полностью, но заметно, а многие из оставшихся на мероприятии слушателей и журналистов зевали в ожидании возможности пообщаться с докладчиками тет-а-тет.

Хотя и начиналось здесь все довольно живо. По озвученным на конференции данным iKS-Consulting, в  2009 году ожидается снижение численности перевозимых пассажиров. При этом сегмент e-travel все равно будет расти за счет активного продвижения соответствующих услуг, расширения способов их оплаты и предоставления пассажирам скидок при покупке бидетов через Интернет.

Вице-президент MasterCard в России и СНГ Андрей Тарусов констатировал рост онлайн-продаж билетов в России на 122% за последние 10 месяцев и заявил, что в нашей стране нужно достаточно карт для взрывного роста этого сегмента. В 2009 году, по его прогнозам, объем продаж электронных билетов увеличится в 2 раза. При этом продолжит расти и средняя сумма чека, в прошлом году превысившая отметку в 110 евро.

По информации Андрея Полозова-Яблонского, представлявшего на конференции «Аэрофлот» и НАУЭТ, две трети проданных компанией-первозчиком билетов оплачиваются сегодня в режиме онлайн. За одни сутки на сайте «Аэрофлота» фиксируется около 3 тыс. бронирований и порядка 1,5 тыс. операций по оплате забронированных билетов. Рост этому сегменту может обеспечить предоставление дополнительных услуг в рамках одного сайта: оплаты страховки, бронирования отелей, проката автомобилей и т.п. Тем не менее, больше 50% билетов через Интернет продаваться все равно не будет, считает докладчик, опираясь на опыт США. В числе нынешних факторов, сдерживающих рост рынка, пошутив про «маркетологов в погонах», он назвал несколько федеральных законов: «О применении контрольно-касоовой техники…», «О персональных данных», «Об информации, информатизации и защите информации».

Президент ChronoPay Павел Врублевский сообщил о том, что до конференции, по разным причинам, не доехали заявленные представители «крупного госбанка» и вернулся к теме «Аэрофлота». Как заявил спикер, прибыль только одного этого перевозчика, превышает доходы всех российских процессинговых компаний вместе взятых, что свидетельствует об огромном потенциале роста последних. Вместе с тем, участникам рынка предстоит решать проблему фрода, распространение которого во многом обусловлено возможностью пользователей приобретать электронные билеты для других лиц.

Дольше всех выступала Анна Цыганкова, возглавляющая Ozon Travel, и почти весь ее доклад был посвящен этому проекту. Посдедний по-прежнему находится в стадии бета-тестирования. Кроме того, она отметила высокий уровень конкуренции в отрасли, высказалась об особенностях менталитета российских потребителей, в большинстве своем по-прежнему предпочитающих приобретать и оплачивать электронные билеты в офлайне, а также раскритиковала негибкую позицию ОАО «РЖД», которое якобы само сдерживает развитие сегмента онлайн-продаж железнодорожных билетов.

Петру Бусалову из «Капитал Тура» почему-то пришлось бороться за микрофон, и, после убедительной победы над Анной Цыганковой, он, активно жестикулируя, живоописал все достоинства своей компании, активно работающей в Интернете. Доклад последнего спикера был адресован исключительно бизнес-аудитории, тогда как выступления большинства предыдущих докладчиков были рассчитаны в том числе и на непрофессионалов. В то же время в зале вперемежку с пытающимися бодриться представителями бизнеса, большинство из которых не услышали здесь почти ничего нового для себя, находились и засыпающие слушатели, не имеющие никакого отношения к e-travel и впервые в жизни услышавшие слово «Хронопэй».

Вероятно, последних привлекло интересное и многообещающее название секции, но, к сожалению, в итоге получилось так, что на обоих секциях про электронную коммерцию, содержание многих выступлений было слишком очевиным для профессионалов и недостаточно понятным для «новичков». Впрочем, ни те, ни другие особо не жаловались, т.к. имели возможность удовлетворить свои интересы в кулуарах и на соседних секциях.

(Всего прочитано 18 раз, из них 1 посещений сегодня)
0